Члену «Поющих гитар» за ночь с Галиной Брежневой дали свой ВИА

Барабанщик «Поющих гитар» Сергей Лавровский (в очках) и Галина Брежнева (в круге)

В последнее время все больше людей ностальгируют по СССР. И мы решили тоже вспомнить про советские ВИА.  Ведь главными кумирами миллионов людей тогда были вовсе не официальные певцы, выступающие по ТВ. А поп- и рок-группы, которых власти, не вдаваясь в жанры и стили, чохом называли вокально-инструментальными ансамблями.

О зарождении и развитии в нашей стране жанра ВИА музыкальному обозревателю «Экспресс газеты» рассказал один из ведущих экспертов в этой области - корреспондент интернет-портала «Вокально-инструментальная эра», автор книг «Синяя птица моей судьбы» и «Сергей Беликов», один из сценаристов документальных фильмов канала ТВ Центр «ВИА 70-х» и «Мы все из ВИА» Георгий Симонян:

- На волне популярности The Beatles в середине 60-х в Союзе начали создаваться подобные коллективы. В 1964-м в Москве появилась группа «Сокол» во главе с Юрием Ермаковым. Выступления им организовывал Юрий Айзеншпис, будущий продюсер «Кино», «Технологии» и Димы Билана.

Вслед за «Соколом» возникли «Славяне» с участием Виктора Дегтярева, Вячеслава Донцова и Александра Градского. Лишь потом Градский собрал своих знаменитых «Скоморохов», куда привлек Владимира Полонского, Александра Буйнова и Юрия Шахназарова. А Дегтярев и Донцов объединились с Юрием Валовым и Сергеем Дюжиковым и создали «Скифов».

Александр Буйнов 

Играли они очень здорово. Засветились с каким-то инструменталом в фильме Георгия Натансона «Еще раз про любовь». Правда, петь у них было некому.

Роскошным вокалом прославился «Орфей», костяк которого составляли Леонид Бергер, Валентин Витебский и Вячеслав Добрынин (тогда еще носивший фамилию Антонов). Именно они исполнили под записанный «Соколом» аккомпанемент песенку «Фильм, фильм, фильм» для одноименного мультика Федора Хитрука.

Все такого рода коллективы первоначально были самодеятельными и назывались бит-группами. А когда они попали на профессиональную сцену, их стали величать вокально-инструментальными ансамблями, сокращенно - ВИА.

Считается, что этот термин ввели в обиход работники бухгалтерии. До этого существовали отдельные ставки для вокалистов и инструменталистов. А тут нужно было платить людям одновременно и за пение, и за игру на музыкальных инструментах. Потребовалось особое обозначение.

Александр Градский 

Какой именно ВИА первым начал работать профессионально - однозначного мнения нет. Кто-то говорит, что ими стали азербайджанский «Гая» Теймура Мирзоева и грузинский «Орэра» Роберта Бардзимашвили с участием Нани Брегвадзе и Вахтанга Кикабидзе, на первых порах официально имевшие статус вокальных коллективов, но с середины 60-х выступавшие в сопровождении гитар и барабанов. Другие считают первым «Авангард» из Питера, который в мае 1966 года получил ангажемент от Донецкой филармонии и несколько лет спустя трансформировался в «Добры молодцы».

«Проси, что хочешь!»

- А вот первый громкий успех без всяких сомнений снискали питерские «Поющие гитары», дебютировавшие в том же 1966 году - только в ноябре. Создателем коллектива был гитарист Анатолий Васильев. Девять лет он работал у Александра Броневицкого в ансамбле «Дружба» и аккомпанировал Эдите Пьехе. После похода на концерт итальянского квартета Marino Marini у него родилась идея создать такой же коллектив, где бы все участники и пели, и на чем-то играли.

Репертуар «Поющих гитар» первое время в основном состоял из западных хитов с русскими текстами - «Синий иней», «Песенка велосипедистов», «Толстый Карлсон». Также они брали у иностранцев инструментальные композиции типа «Man of Mystery» группы The Shadows, которую у нас назвали «Цыганочкой».

Наш рассказчик Григорий Симонян с создателем и руководителем ВИА «Самоцветы» Юрием Маликовым 

Благодаря связям Васильева ансамбль взяли в Ленконцерт. И к 1967 году «Поющие гитары» стали очень известными. Записали первую пластинку. Вместе с Марией Пахоменко снялись в фильме Игоря Масленникова и Ильи Авербаха «Личная жизнь Кузяева Валентина». С триумфом выступали в Москве.

От них тащилась дочь генсека Галина Брежнева. В 1970 году после их очередного столичного концерта она пришла за кулисы и предложила музыкантам поехать с ней бухать. Особенно уговаривала гитариста Александра Федорова, который нравился ей больше всех. К ее разочарованию, он уклонился от предложения. Вокалист Валерий Ступаченко и еще кто-то тоже отказались. А барабанщик Сергей Лавровский согласился. Чем там у них все закончилось - точно неизвестно. Свечку никто не держал. Но на утро Галина сказала Сергею:

- Проси что хочешь!

- Хочу свой ансамбль!

И вскоре Лавровский стал руководителем ВИА «Калинка».

Создатель «Поющих гитар» Анатолий Васильев 

Московская «Облади-облада»

- Безумная популярность «Поющих гитар» побудила руководство Москонцерта задуматься о создании такого же ансамбля. Ответственную миссию поручили пианисту Павлу Слободкину - руководителю инструментального состава, сопровождавшего на гастролях Марка Бернеса и других солистов. Судя по всему, при выборе его кандидатуры сыграло роль то, что он был сыном великого виолончелиста Якова Слободкина, окончил музыкальное училище при консерватории и с ранних лет работал в Москонцерте.

Пластинки «Веселых ребят» в СССР продавались миллионными тиражами 

Впоследствии сам Слободкин утверждал, что приказ о создании в Москве вокально-инструментального ансамбля под его руководством якобы был издан чуть ли не в марте 1966 года - еще до появления «Поющих гитар». На самом деле первая репетиция его ансамбля «Веселые ребята» с участием малоизвестных музыкантов из Москонцерта и приглашенного из Риги Юрия Петерсона состоялась только в марте 1968 года.

Постепенно москонцертовских профессионалов Слободкин заменил на талантливых любителей. Из «Орфея» взял Бергера и Витебского. Из самодеятельности Полиграфического института вытащил Владимира Фазылова.

Павел Слободкин в 2011 году  

Как и «Поющие гитары», «Веселые ребята» перепевали зарубежные хиты. Для первой пластинки записали две песни культовых The Beatles - «Старенький автомобиль» на русском языке и «Облади-облада» - на английском. Но одними каверами не ограничивались и озаботились созданием оригинального репертуара.

С этой целью был привлечен знакомый Слободкина по консерваторскому музучилищу - начинающий композитор Сергей Дьячков, который написал «Веселым ребятам» их первый хит «Алешкина любовь» на стихи Онегина Гаджикасимова. Позднее в их репертуар вошла и одна из первых песен другого начинающего композитора - Вячеслава Добрынина - «На земле живет любовь».

«Заверните! Я это беру!»

- Слободкину с «Веселыми ребятами» наступал на пятки пианист Игорь Гранов, который со своим коллективом гастролировал с Тамарой Миансаровой и Аидой Ведищевой. В 1969 году он тоже создал при Москонцерте вокально-инструментальный ансамбль. Поскольку у первого бас-гитариста Альфреда Быкова и кого-то из гитаристов были инструменты голубого цвета, коллектив назвали «Голубыми гитарами».

Пластинка ВИА «Голубые гитары» 

Через некоторое время в его ряды в полном составе влились самодеятельные «Скифы». Как рассказывал Дегтярев, когда они исполнили Гранову несколько композиций, он произнес знаменитую фразу: «Заверните! Я это беру!»

В отличие от других ВИА, ориентировавшихся на внутренний рынок, Гранов изначально формировал свой коллектив в расчете на зарубежные гастроли. Как человек, бывавший за границей, он понимал, что для иностранной публики репертуар должен состоять как из русской экзотики в виде заводных народных песен, так и из произведений, приближенных к рок-н-роллу. С участниками «Скифов» был записан «Ветер северный» Яна Френкеля. Потом - сочиненные молдованином Михаем Долганом «О чем плачут гитары» с русским текстом «Почему в 17 лет парню ночью не до сна». А для исполнения «Вдоль по Питерской» и других фольклорных номеров приглашался оперный певец и по совместительству известный на всю страну подпольный игрок в карты Павел Бабаков с уникальным диапазоном в шесть октав от баса-профундо до сопрано.

Игорь Гранов 

Расчет Гранова полностью оправдался. Если те же «Веселые ребята» выезжали за пределы Союза раз в год, то у «Голубых гитар» бывало по три заграничные поездки.

По части создания ВИА не отставали и союзные республики. К началу 70-х в Белоруссии уже существовали «Песняры» Владимира Мулявина и их женский вариант - «Верасы» Таисии Тлехуч и Ядвиги Поплавской. В Молдавии - «Норок» Михая Долгана. В Туркмении - «Гунеш» Мурада Садыкова. В Узбекистане - «Ялла» Фарруха Закирова…