В кинотеатрах вовсю идет фильм «Анора» американского режиссера Шона Бейкера, получивший «Золотую Пальмовую ветвь» в Каннах. Как многие, конечно, знают, главная особенность фильма в том, что он про русских, а главную роль в нем играет вездесущий кудрявый красавчик Марк Эйдельштейн, которого за рубежом назвали «русским Тимоти Шаламе». А другой, сыгравший в ленте российский актер Юра Борисов, по мнению нескольких американских изданий, - основной претендент на премию «Оскар» в 2025 году в номинации «Главная мужская роль второго плана».
У нас все громко сокрушались, что фильм, скорее всего, не покажут, потому что студия Universal, где эта «Анора» создавалась, присоединилась к культурным санкциям против нашей страны. Но, надо же, какая радость, в итоге показали.
Лучше бы и не показывали. Хотя кино сделано с большой (хотя и специфической) симпатией к русским, получилось скучно, предсказуемо и не шибко интересно. А главное - я это все видела раньше примерно раз сто.
По сюжету красавчик Ваня Захаров отрывается в Штатах на всю катушку: тратит деньги, принимает наркотики, занимается сексом - причем делает все на бешеных скоростях. Как узнаем позже, недоросль страшно боится богатых родителей и пытается успеть порадоваться, пока мамка не пришла и не наподдала. Нельзя сказать, что Марк Эйдельштейн хорошо играет. Он точно такой же очаровательный мальчик и немножко рэпер - как во множестве других фильмов и сериалов: «Фарма», «Сто лет тому вперед» и т. д.
Но что у него получается очень круто - это демонстрировать всем своим существом удивительную витальность. Русскую дурь Маркуша показал так заразительно и обаятельно, что в Ваньку, читай Марка, влюбилась вся Европа. И Америка заодно.
В общем, в пароксизме безбашенности он так же шустро, в течение дня, делает предложение и женится на проститутке Аноре Михеевой. (Кажется, ее бабушка была из Узбекистана, но Анора уже вполне себе американка.) Так что половину фильма герои трахаются, как швейные машины, не успевая даже снять носки. (Выглядит, кстати, так себе.)
Но все когда-нибудь кончается. Выясняется, что из России едут родители Ваньки, и точно не для того, чтобы поздравить молодоженов. Ванька от страха бросает жену и убегает по клубам «в последний раз свободой насладиться», а помощники в лице двух комичных армян и Юры Борисова разыскивают его по всей Америке. В этой части никто не трахается, поэтому можно спокойно поспать и проснуться аккурат к появлению родителей. Их играют Дарья Екамасова и Алексей Серебряков. Мама и папа свою чадушку благополучно разводят. Анора старается этому помешать и взывает к совести мужа. Но это выглядит сильно глупо. Так и хочется спросить: мол, а чего ты хотела? А неужели ты рассчитывала на что-то другое?
Наконец маменькин сынок улетает на родину, даже не извинившись, потому что мама не велела:
- Мой сын ни перед кем извиняться не будет.
А у Аноры есть одна ночь в шикарном особняке, которую великодушно разрешает провести злобная недосвекровь. И в течение этой ночи она обращает внимание на охранника Юру Борисова, который очень хороший и добрый человек и к тому же не так социально отделен от нее. Главная сцена картины - в последних 10–15 минутах. Поэтому спойлерить не буду. Это самое сильное, что есть в фильме.
Странно или нет?
Такая история, где в наличии все модное: и эмпатия к маргиналам, и прыгающая камера, имитирующая документальную съемку, и превышенный хронометраж, и богатые русские, и все очень и очень предсказуемо. Армяне после фильма обиделись и сказали: ну вот, опять нас будут считать шестерками при русских олигархах.
Некоторые наши обидчивые тоже обиделись и нашли в кино плохую идею. Якобы это про то, что русский мальчик так не хотел обратно в Россию, что женился на американской проститутке.
Здесь хочется горячо возразить: даже если эта идея есть, то, во-первых, надо очень сильно постараться, чтобы ее оттуда наковырять. А во-вторых, даже если режиссер и сказал что-то такое про русских, то явно большого обобщения не получилось. Фильм-то про причуды богатых, а значит, точно не про нас с вами. К тому же по персонажам очень точно вышло: Марк Эйдельштейн - очарователен. Юра Борисов - совершенство. Алексей Серебряков - отвратителен. Вы с чем-то не согласны?
Интересно другое. Фильм создан без какой-либо привязки ко времени. Родители Ивана прилетают непонятно откуда. Про текущие события, санкции, сложности перемещения, проблемы у русских олигархов и лапоть не свистит, хотя странно. Или как раз не странно?
Те, кто был на фестивале, говорят, что фильм ознаменовал собой конец культуры отмены России. Собчак постила видосы, как собравшиеся киноманы азартно плясали под песни группы «t.A.T.u». «Анора» сейчас колесит по североамериканским фестивалям и, судя по всему, не только Юру Борисова, но и сам фильм номинируют на «Оскар».
Источник фото: IMAGO / Stefanos Kyriazis / LiveMe / Augusta Quirk / CAP / TFS / Global Look Press