В фильме «Субстанция» красоткам показали, как молодость может стать кошмаром. Кино никого не оставляет равнодушным.
Фильм «Субстанция» с Деми Мур в кинотеатрах России крутят уже два месяца. По данным «Фонда кино», его сборы скоро достигнут 500 млн руб., что сделало его вторым самым кассовым зарубежным фильмом 2024 года. А на днях боди-хоррор возглавил список нелегальных скачиваний в нашей стране.
«Субстанция» бьет зрителя по голове. Причем даже не пыльным мешком, а кое-чем похлеще - грудью. И даже не одной, а множеством. И не только грудью, но еще и попой, и всем остальным, чем богата 61-летняя Деми Мур, не побоявшаяся засветить прелести на весь большой экран.
Одни зрители называют зрелище кринжатиной и всячески отговаривают народ от просмотров. Другие - сочли творение режиссерки Корали Фаржа настоящей бездной психологии.
- Это история про второе я, принятие и непринятие себя стареющими женщинами, - объясняли мне и советовали бежать смотреть немедленно.
Улучшенная копия себя
Поскольку жанр заявлен как боди-хоррор, то нужно быть готовым к погружению в мясорубку. Кровища льется, ошметки летят в разные стороны, из пупка героини достают жареную куриную ножку... (За эту сцену отдельное фу.)
По сюжету стареющая голливудская звезда Элизабет Спарк (Деми Мур) в компании таких же клюшек ведет по телику шоу по аэробике. Как снег на голову тетке шарахает юбилей, и злобный начальник Харви (намек на Вайнштейна) безжалостно увольняет заслуженную работницу ТВ. Ей 50, а зрителям хочется молодого мяса.
Звезде очень «не очень». Считай, ни семьи, ни подруг, ни блохастого котенка, потому что все лето красное пропела. С горя тетка попадает в ДТП, потом - в больницу, где молодой медбрат сует ей в карман флешку с рекламой какой-то хрени.
- Хотите получить улучшенную копию себя? - спрашивает хрень из флешки.
Ну, конечно, Элизабет очень-очень хочет. Она с готовностью делает себе инъекцию непонятно чего, и вскоре из ее тела выбирается молодая и прекрасная Афродита, которую, впрочем, зовут Сью (Маргарет Куолли).
Красота! Единственное условие - с копией нужно меняться местами по мигалке каждую неделю. Неделю ты - молодая Сью, вторую неделю - немолодая Элизабет.
Поначалу все идет отлично. Но потом - как со старым пальто. Покупаешь новое - и надевать старое уже не сильно тянет. Так и нашей героине раз за разом надевать тело 50-летней женщины хочется все меньше. К тому же 50-летняя и ведет себя как свинья: всю неделю, что находится в своем теле - засирает квартиру, жрет жирную еду, чтобы пораздражать свою молодую ипостась. Бедолаге Сью даже страшные сны снятся (про ту самую куриную ножку, выпирающую вроде грыжи).
- Нет никакой «ее». Вы - одно сознание, - талдычат в службе поддержки, когда в отчаянии то одна, то другая начинают названивать и жаловаться: «А вот она, знаете, что натворила?» В общем, молодуха надевает полувековое обличье все позже и позже.
Чем это чревато, пожилуха понимает незамедлительно, когда раз за разом, приходя в себя, обнаруживает, что стала еще старше, а потом - еще и еще. В итоге бедолага превращается в столетнее лысое существо вроде тюрлика из пьяного бреда художника Гелия Коржева.
«Может, как-то помягче?»
Кино получило «Золотую Пальмовую ветвь» в Каннах за лучший сценарий, но, конечно, приз нужно было давать за лучшую женскую (она же главная) роль. Зрелище целиком и полностью держится на Деми Мур. Не каждая женщина решится так поиздеваться над собой и поиронизировать над своим прошлым: Деми всю жизнь работала «на тело», возведя телесное в культ.
«Субстанция» не то чтобы открывает Америку. В 1960-е годы на Западе был популярен так называемый геронтологический триллер, где снимались пожилые и некогда популярные актрисы. Главным фильмом в этом жанре считается «Что случилось с Бэби Джейн?», где сыграли две пожилые звезды - Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. Причем последняя не постеснялась показать немолодую себя максимально страшно, так, что сам режиссер, не выдерживая, просил: «Может, как-то помягче?» Судя по всему, Деми Мур, уродуя себя как бог черепаху, вдохновлялась именно Дэвис и, несомненно, переплюнула ее.
Именно игра главной героини маскирует многочисленные сценарные лакуны. Совершенно непонятно, кто те люди, которые производят чудо-препарат и каких целей они добиваются. Остается загадкой, как Сью удалось устроиться на работу, не имея никаких документов. Очень странно, откуда героиня умеет зашивать раны, как заправский хирург: едва появившись на свет, она мастерски штопает прореху вдоль позвоночника своей родительницы...
Захватив внимание зрителя, Деми Мур не дает задуматься и о том, что кино получилось чересчур плоским и прямолинейным. Поначалу казавшееся фантастикой, зрелище довольно скоро вырождается в весьма грубую метафору. Дескать, Голливуд - это машина самообмана. Везде правят мужчины. Для них женщины - это всего лишь мясо.
Впрочем, слабый пол даже не противится такой участи. Чтобы стать подходящим для мужчин мясом, дамы готовы терпеть унижения и немыслимые эксперименты над собой. Вколоть в себя незнамо что - легко! Отдать половину жизни ради того, чтобы трясти задом перед упырем-абъюзером - да с радостью!
Монстр
Неслучайно и «лучшая ипостась» Элизабет не собирается менять ничего. Едва народившись, красотка Сью вперед трусов бежит к мерзкому Харви, чтобы быстрее занять освободившееся место ведущей в том же самом шоу по аэробике, которую вела ее постаревшая сущность.
Навязанные ценности. Обман. Жуть. Трэш. Нелюбовь. Ну и все такое, что и так очевидно и справедливо не только для актеров, но и для журналистов. (Вспомнился тут один пожилой редактор типа Харви. Деду давно ставили прогулы на кладбище, но он, приходя на работу, считал своим долгом напомнить: «Мне не нужны журналистки старше сорока» и «Нет для бабы большего несчастья, чем остаться в сорок лет журналисткой»).
Итог закономерен. Молодость, конечно, побеждает. В финале зрелище превращается в одну из серий «Ералаша», где добравшаяся до взрослой косметики девочка, приговаривая «классненько», делает себе невообразимый «макияж».
Пытаясь максимально удовлетворить потребностям мужчин, мечтающим, чтобы и на лице «вместо уродливого носа росли сиськи» красотка Сью превращает себя в такого монстра, что зал - и киношный, и реальный - вздрагивает. Уровень отвратительности - сто из ста.
Пельменногубым красавицам к просмотру - обязательно.
Источник фото: CAP / PLF / Global Look Press