Вячеслав Войнаровский: После убийства Зои Фёдоровой меня шесть раз допрашивали следователи!
После показанной в «Кривом зеркале» арии «колорадского жука» популярности тенора Вячеслава ВОЙНАРОВСКОГО завидовали маэстро Большого театра. Не почивший на лаврах оперный певец и юморист дал газете откровенное интервью.
Вячеслав Войнаровский встретил меня в московской квартире. Хотя хозяин сейчас и переживает не лучшие времена - активно худеет, готовясь к операции на тазобедренном суставе, чувство юмора он не потерял.
- Как отнеслись Анна Нетребко и Филипп Киркоров к пародиям на них?
- Обид на показанные мною пародии не было. Если ты на эстраде работаешь, надо с юмором ко всему относиться.
- Бывают ли смешные случаи в опере, или в высоком искусстве все серьезно?
- В опере «Борис Годунов» арию Щелканова исполнял один известный певец. С возгласом «Православные!» он каждый раз опускал низко голову в сторону оркестровой ямы и смотрел всегда на дирижера - лауреата трех Сталинских премий Самуила Самосуда. Тот не выдержал и говорит: «Пой в зал, здесь, в яме, точно православных нет»...
Вячеслав ВОЙНАРОВСКИЙ |
Еще запомнился произошедший с ним же случай: когда царь выехал на лошади, финал акта, Самосуд поднял руку, певец только собрался открыть рот, как лошадь наделала кучу. Дирижер резко оборвал исполнение и говорит: «Как все, так и она... До свидания».
Отличился и баритон Лев Вернигора. У него была проблема с попаданием в такт, и дирижер отправил его повторять арию. Но Леве такт никак не давался. Тогда пианист пришел ему на помощь, подсказав: «Ты почему не считаешь? Давай так: «Как во городе, во Казани. А дальше про себя поешь: «Ну какой же я мудила». И вступаешь». Вернигора пришел и снова спел неправильно. Дирижер не выдержал: «Ты повторял или нет?» Вернигора понять не может: «Повторял! Стоп, я же неправильно про себя спел: «Ну какой же я мудак!»
- Вы работали по контракту несколько лет в Венской опере, почему не остались?
- У нас в России появилась возможность работать на телевидении. А знакомые ребята, которые остались за границей, пожалели. Потому что за рубежом такая тенденция: если появится австриец, пусть и хуже в несколько раз, тебя уберут. Тем более что нас там ненавидят. Думаю, и Аня Нетребко через два года вернется в Россию. Сейчас все больше внимания уделяют фактуре: если Аня поправится, будут проблемы. Сразу привяжутся к весу. Сколько Паваротти терзали! Была однажды статья про оперу «Аида», где режиссер нелестно отозвался о нем: «Если бы тенор был килограммов на сорок меньше и как актер старался делать, что я ему говорил...» Паваротти подал в суд, и режиссеру запретили работать. Это я к тому, что каждый должен знать свое место. Вот в Новосибирске в опере «Тангейзер» режиссер показал на сцене Марию Магдалину с раздвинутыми ногами. В итоге директора театра уволили.
Вячеслав ВОЙНАРОВСКИЙ с родителями, женой Ольгой (вторая слева), дочерью Настей и сыном Игорем |
- Вам приходилось сталкиваться с подобными постановками?
- Эта болезнь есть у многих театров. В Швейцарии сцена письма в опере «Евгений Онегин» начиналась так: Татьяна ласкает себя руками, и, когда приходит няня, у нее появляется кровь. Второй акт начинался со сцены в саду, где Онегин Татьяну в беседке «любил»... Три русские певицы отказались участвовать. Сейчас переворачивают все: в Мюнхенской опере сделали Ленского и Онегина гомосексуалистами. Страшно выступать...
- Вижу фотографии вашего деда и отца: стройные красавцы. Тогда в кого вы такой полный?
- Меня в детстве отдали заниматься борьбой. Из-за нагрузок выпали волосы. Когда резко бросил спорт, набрал за два года около 30 килограммов. Худеть, конечно, надо. Даже если полнота - экранный образ, здоровье важнее. Я и коллеге - юмористу Саше Морозову всегда говорю: «Худей!»
- Читала, что вашего дедушку - артиста Войнаровского посадили за анекдот про Сталина.
- Да, деда арестовали в Томске. К сожалению, не знаю, какой анекдот он рассказал. Дедушку реабилитировали в 1957 году.
- Знаю, что ваша бабушка, актриса Зинаида Кильчевская, уехала в Польшу, оставив вашего будущего отца ребенком в России...
- В 1962 году она нас нашла и написала письмо. Я хотел ответить, но отец запретил: «Я по помойкам лазил, чтобы выжить, а она в золоте купалась». Папу воспитывала тетка, а в 16 лет он поехал в Томск, где его взяли в Театр оперы и балета.
Оперный певец стал звездой «Кривого зеркала». Фото: |
Брежневу опасался
- В советское время вы были знакомы с сильными мира сего...
- В молодости я дружил с любовником Галины Брежневой - Борисом Буряце, который учился двумя курсами младше меня. Изумительный парень, очень богатый, оплачивал всем студентам выпивку. Как только я приходил в ресторан ВТО, через пять минут на столе оказывалась бутылка водки. Галя Брежнева пьяная была дурная, часто меня звала: «Войнаровский, иди к нам!» Я не шел и правильно делал: когда Буряце арестовали, всех замеченных с ним таскали по прокуратурам... Интересно, что Борю взяли в 1977 году на мое место в Большой театр. Так как я был в Японии с гастролями, не смог прийти на репетицию, поэтому мои партии отдали Буряце. Боря, и все это понимали, мог выбирать любые партии, но он никогда не брал первые, а только маленькие. И был прав: в цыганском театре «Ромэн» Борис был бы бог и царь, но не в Большом.
- Роман Буряце с Брежневой развивался на ваших глазах?
- Да, возможно, Буряце что-то умел такое делать в постели, отчего Галя прибалдела. На момент их знакомства она не просто выпивала, стала алкашкой. Был в нашей компании певец Сергей Мороз, который тоже нравился Гале. Красавец, король на эстраде. Боря привел его к Гале, потому что она, видать, уже доставала его прилично. Сергей не оставил ее равнодушной. Но Мороз на нее не клюнул... Жалко парня: спился. А какой был талант! Спел две арии и был принят в Большой театр. Потом пошел на эстраду: выиграл три конкурса, на одном сама Алла Пугачева заняла только третье место.
- Слышала, что вы знали и актрису Зою Федорову, убийство которой и по сей день загадка...
- За две недели до убийства я был у нее в гостях с женой. У нее сидели американцы, она могла за границу переправить пару-тройку бриллиантов. Ходили слухи, что Зоя в лагере стучала. Возможно, кто-то ее заложил и отомстил. После убийства нас с женой таскали раз шесть в милицию. Все время спрашивали про молодого человека, который снимал у нее комнату. За ней следили, а парень мог оказаться засланным казачком... Жизнь как-то меня оберегала. Помню, летел в Америку, подруга письмо передала. Я открыл, а там долларов 800. Тогда нельзя было провозить, и я страшно разозлился.
Ария «колорадского жука» сделала артиста популярным. Кадр: |
Шутка Винокура
- Вы - однолюб?
- До Ольги я дважды расписывался. Обе были артистками оперетты. С Милой не получилось: окончил институт, а она осталась еще учиться. Я уехал работать в Саратов, где закрутил роман со второй будущей женой - Зиной. Развелся с Милой и женился на Зинаиде. Со второй женой я расстался, потому что снова уехал, уже в Москву, а она осталась в Саратове. Зина осталась, потому что в столице она бы не устроилась. Там у нас квартира, а в Москве мне выделили общагу и зарплату в 110 рублей. Начался период пьянок, появились женщины. Вторую супругу я сильно любил, поэтому переживал расставание. Именно с Зиной я прошел тяжелое время нищеты... Завязать с пьянками помог друг, который сказал: «Слава, прекратишь водку жрать, звание получишь, и вот тогда Зина скажет: «Какая я дура!»
- Так и случилось?
- Зинаида переехала жить в Иваново, и мы увиделись с ней во время моих гастролей. У нее была такая грусть в глазах...
- И вы встретили Ольгу.
- Она приехала работать в Театр эстрады после травмы. Володя Винокур шутил: «Бери балерину. Такое ощущение - живешь с мальчиком: худенькая, стройная...»