В Сети разгорелись споры по поводу монумента Ирине Мирошниченко, установленного на Троекуровском кладбище. Прима Московского Художественного театра скончалась в прошлом году от последствий гриппа. 81-летняя звезда была одинока: ни мужа, ни детей. Как говорили, пожертвовала женским счастьем ради искусства.
И если бы работа по увековечиванию памяти артистки затянулась не на один год - никто бы даже не удивился. Но основную заботу о надгробии взяла на себя пожелавшая остаться неизвестной подруга. И справилась оперативно.
На открытии была помощница Ирины Мирошниченко, ее немногочисленные пожилые поклонники, а также худрук МХТ Константин Хабенский, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий и внучатый племянник усопшей Никита с женой Юлей. Именно племянникам, детям единоутробного брата артистки Рудольфа, проработавшего водителем в газете «Известия», досталось наследство звезды, оцененное в 150 млн руб.
Гром-баба
Лил дождь.
- Небо плачет, - поэтично заметил Хабенский.
Салават Щербаков, автор гигантского памятника князю Владимиру у стен Московского Кремля, не пожалел бронзы и изваял Ирину Мирошниченко хотя не 17-метровой, но тоже немаленькой: в полный рост и еще выглядывающей из-за огромного занавеса.
Игорь Золотовицкий придумку оценил. Мол, такой образ Мирошниченко - это очень точное попадание! Ирина Петровна всегда хотела участвовать во всех вечерах и во всех спектаклях.
- За этим занавесом скрываются ее работы, роли и образы... Мы можем туда заглянуть, или, наоборот, это от нас скрыто, - навел тень на плетень скульптор Щербаков.
Но светский хроникер Феликс Грозданов сосредоточил внимание на том, что открыто. В фокус внимания журналиста попала огромная и голая до бедра нога актрисы, выглядывающая из-за кулис.
- Даже не знаю, насколько уместна на кладбище голая нога, - заметил Феликс и задал тон дискуссии.
Телеграм-канал real cultras назвал скульптуру «иллюстрацией на тему «Культура мертва». А слетевшие, как голуби, пользователи навалили от души. По их мнению, весьма щепетильно относившаяся к своему образу Ирина Петровна вряд ли была бы рада такому своему памятнику: «Что за гром-баба? Ноги-столбы. Кто это принял?»; «Интересно, что за сцену тут изобразил художник? Где она была босоногая на сцене, не знаете?»
Также критики осудили скульптора за отсутствие чувства меры и за то, что по габаритам Мирошниченко превзошла соседей по погосту - бронзовых Юру Шатунова, Борю Моисеева и Валю Юдашкина.
- Такой памятник она потащит на голгофу, когда на суд призовут. Надорвется, похоже, - ехидничали комментаторы.
Изучать матчасть
В последние годы Мирошниченко сильно располнела и стала похожа на пожилую Наталью Кустинскую. Скульптор убрал лишний возраст и вес. Но без знаменитой красной помады Ирину Петровну признать трудно.
Однако здесь решающее слово осталось за «сырами» и «сырихами», как со стародавних времен принято называть пожилых театралов, собиравшихся обсуждать своих любимцев в магазине «Сыр» напротив МХАТа. «Сыры» и «сырихи» согласились, что образ более или менее соответствует облику очаровательной актрисы в далекой молодости.
Но зато досталось по самое не балуй пресловутой ноге. Пользователи сочли, что Щербаков изменил пропорции, прилепил к лицу молодой ногу старой женщины. Особо ушлые насчитали на конечности две коленки и усомнились в том, что эта нога вообще принадлежит Ирине Петровне.
- Я видел ее ноги. Совсем не такие. Скульптору надо лучше изучать матчасть, - отозвался анонимный комментатор.
Впрочем, Салават Щербаков честно признался, что лично Ирину Мирошниченко не знал. В своей речи на открытии памятника ваятель даже назвал главными чертами Мирошниченко «приветливость» и «добросердечие». И с этой характеристикой могли бы поспорить многие.
Кто держал свечку?
Ни для кого не секрет, что актриса была не слишком приветлива, высокомерна, рассорилась почти со всеми подругами и напропалую хамила журналистам.
- Я не даю комментарии, я даю только большие интервью с фотографиями, - обычно говорила она в ответ на просьбу прокомментировать то или иное событие. Но даже согласованные интервью оборачивались большой проблемой. Звезда опаздывала, не брала трубку, забывала прийти на эфир...
Светский репортер Феликс рассказывал эпопею о том, каких трудов стоило опубликовать заранее согласованное интервью. Придя к назначенному времени, журналисты застали Мирошниченко в бигуди и неглиже на голое тело. Она попросту забыла о встрече.
Пока Ирина Петровна приводила себя в порядок, репортеры ждали ее в полутемной комнате, где горела одинокая черная свеча. Через какое-то время хозяйка квартиры вернулась к журналистам и, взглянув на свечу, принялась истерично охать:
- Воды! Врача! Валидола! Мне плохо. Как вы могли! Что вы наделали!
Переполошенная челядь наперебой предлагала то попить, то таблетку, то массаж. Но Ирина Петровна с решительным видом легла на диван и принялась «умирать».
Из путаных объяснений удалось выяснить, что звезда огорчена видом свечи. С ее точки зрения, воск должен был стекать внутрь, но при появлении журналистов он начал капать наружу и растекаться очень неправильными каплями. А это значило, что гости - очень плохие люди и соглашаться на интервью было большой ошибкой.
С огромным трудом Феликсу удалось уломать звезду на разговор. Расстались друзьями, однако перед публикацией снова разразилась гроза. Мирошниченко прочла присланный на вычитку текст и осталась жутко недовольна.
- Это безобразие! Я подам в суд, - кричала она, позвонив в редакцию.
На сей раз причиной недовольств стала фраза: «Ирина Мирошниченко всегда была эффектной и красивой женщиной, от которой, по слухам, был без ума сам Олег Ефремов».
- Вы там были? Вы свечку держали? Это все вранье! - негодовала актриса.
В какой-то момент, устав слушать упреки, Феликс предложил поступить радикально. Мол, вранье так вранье. Давайте исправим и напишем так: «Ирина Мирошниченко была тусклой, некрасивой женщиной, которая не нравилась мужчинам и особенно - Олегу Ефремову».
Предложение подействовало отрезвляюще. В трубке воцарилась тишина, а потом, буркнув: «Вы хулиган! Я на вас милиционеру пожалуюсь», звезда отключилась.
В итоге, попив изрядно журналистской кровушки, текст беседы она все-таки заверила.
Так что в любом случае, хорошим ли получился памятник или не очень, Салават Щербаков очень легко отделался. Не стоит сомневаться, что «приветливая» и «добросердечная» Ирина Петровна, будь она жива, не преминула бы позвонить скульптору и высказать все, что думает, в более яркой форме, чем все блогеры, вместе взятые.
Источник фото: Борис Кудрявов,Kino-teatr.ru / Кадр из фильма,Александ Авилов, Артур Новосильцев / Агентство «Москва»