Кинооператор Геннадий Карюк начал карьеру в середине 1960-х на картине Киры Муратовой «Короткие встречи». А финальным фильмом, который он снял, оказался в 2014-м «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина. Лента стала и последней режиссерской работой для самого Станислава Сергеевича.
Помимо многолетнего сотрудничества с ним и Муратовой, Карюка своим соавтором делали и другие классики нашего кино – Марлен Хуциев, Георгий Данелия, Карен Шахназаров, Александр Прошкин... Узнав, что теперь Геннадий Карюк живет в московском доме престарелых, мы напросились к нему в гости.
- Так вышло, что мы с женой Галюней сейчас тут, - добродушно начал рассказ Геннадий Васильевич, приветствуя в стенах Научно-практического геронтопсихиатрического центра. - А почему нет, раз нам здесь удобно? Мне 87 лет, супруге - 83. Уже сложно самим убирать и готовить. Ну да, по сути это дом престарелых, в котором нам выделили отдельную комнату. Зато шесть раз в день кормят и подлечивают, если требуются какие-то процедуры. Плюс раз в неделю нас купают, причем очень настойчиво, две самые крупные сотрудницы. Вокруг приятная территория, и при хорошей погоде гуляем. А взамен за пребывание отдаем пенсии.
- Простите, а переехать сюда - ваше добровольное решение?
- Да, я сам захотел сюда, чтобы не быть с женой ни для кого обузой. Считаю это нормальным в нашем возрасте. Почти четыре года назад проклятый ковид унес жизнь нашего сына. Саша бы прекрасным кинооператором. А потом я еще очень неудачно упал, и за мной требовался уход. Вот и пришла мысль… Теперь я не контролирую свои банковские счета. А то ведь сталкивался с ситуацией, когда думал, что там есть деньги, хотел их снять, а там пусто. Пока будем тут жить, а дальше - посмотрим. Представляете, тут лежит женщина, которой 104 года.
Конфликт - на публику
- Вы же основали целую династию кинооператоров. По вашим стопам пошел не только сын, но и внучка.
- Да, дочка сына Марго тоже стала оператором. Она скоро во Францию поедет. Получила вид на жительство, а еще учиться там будет. Я и с двумя невестками поддерживаю отношения. С мамой Маргариты Миленой, она киновед, вместе с сыном когда-то училась и стала его первой женой. И со Светланой Петренко (руководителем управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета России.), мамой еще трех моих любимых внуков. Один из них, Миша, все время возит меня на машине, если куда-то нужно, я же свой автомобиль продал. А его младшие сестры Настя и Ксения тоже нас с бабушкой навещают. Спасибо их маме Светочке, тоже нам помогает и сюда устроила.
- Пять лет назад всюду писали, что ваш сын Александр подавал заявление в полицию на свою бывшую жену Светлану Петренко. И в нем якобы указывал, что они сначала оформили фиктивный развод, чтобы Светлана получила звание генерала СК. Но пара начала ссориться, и дело дошло до реального развода. А когда Александр забирал вещи, между ними, мол, произошла потасовка. Он получил травмы, обратился к медикам и следом просил силовиков разобраться в случившемся и оценить действия Светланы Львовны.
- Я был очень против их развода. Столько лет вместе прожили, трое детей… Брак - это работа двоих. И я очень осуждал Саню за то, что вынес конфликт со Светой на публику. Родные люди, все бывает… Сын очень творческим человеком был и отличным оператором и художником. Помимо ВГИКа Суриковский вуз закончил. После смерти делали его выставку. Никогда не забуду, как перед своим уходом Саня мне позвонил. У него помимо ковида куча других проблем со здоровьем была. На операцию его везли, созвонились - и потом всё, ушел сын… Есть судьба, ничего не сделаешь. Я с женой избежал ковида, а он нет.
Сенсорная память
- Ваша долгая семейная жизнь, наверное, может стать примером молодым?
- С Галей мы в 1960 году познакомились. Ей было 19, и она в медицинском училась. А потом всю жизнь проработала детским врачом. Нашли мы друг друга и уже почти 65 лет вместе. Не шутка! После окончания ВГИКа, куда я поступил в 25 лет, работал оператором на Одесской киностудии. В Одесе у меня была квартира, потом с трудом на Москву ее поменяли.
- У вас шикарная карьера сложилась. Столько фильмов сняли с лучшими режиссерами!
- Это да, есть что вспомнить. Я всегда умел в кадре красавиц делать неотразимыми! И не только актрис, но и обычных женщин. Давно, во времена дефицита, я снял на паспорт директоршу магазина. И ей так понравилось фото, что она одела меня с головы до ног - костюм, рубашки, обувь, носки. Многие артистки мечтали, чтобы я их снимал, - Лужина, Болотова, Гурченко, всех не счесть.
- Какой запомнили Гурченко?
- Нас с Люсей режиссер Кира Муратова познакомила. Гурченко больше умела дружить с мужчинами, чем с женщинами. Вкус у нее был изумительный. Сама себе костюмы подбирала к съемкам и выступлениям. Я начал писать книгу воспоминаний о свой жизни под рабочим названием «Сенсорная память как средство оператора». Расскажу в ней о своей работе и интересных встречах. Дай бог, при моей жизни выйдет.
Истерика Руслановой
- Наверняка и про Олега Меньшикова вспомните, которого снимали в телесериале «Доктор Живаго» 20 лет назад?
- Уже тогда Олег был намного старше своего героя. Нашей задачей с режиссером Сашей Прошкиным стало омолодить актера. И Меньшиков терпеливо процедуры для лица делал. Он к тому же довольно дорогой артист. Кстати, про гонорары. Еще один мой соавтор, теперь уже покойный режиссер Владимир Наумов, муж Наташи Белохвостиковой, особо не платил актерам деньги. Мол, за счастье снимайтесь у такого мэтра, как я. Это, на мой взгляд, не очень достойно. Но я за спасибо не был готов трудиться, и мне как положено платили. Работать с Наумовым, если честно, оказалось не очень комфортно. Надо было уйти, но мне неловко было. К тому же Володя повторял, что мне обязательно дадут государственную награду. Тем не менее не дали.
- А вот с Кирой Муратовой вы, видно, сразу нашли друг друга?
- Кирочка - мой главный шанс в карьере. Она выдающийся режиссер. Ей бы на днях 90 лет исполнилось, и уже шесть лет, как ее нет на этом свете. В 1967-м вышел наш с ней фильм «Короткие встречи», с Володей Высоцким и Ниной Руслановой. Моя первая операторская работа - и сразу в точку! Русланова такая настоящая и искренняя во всем была. Как-то встретились с ней случайно в самолете, в полете началась тряска, турбулентность, стюардессы попросили пристегнуть ремни. Я перекрестился, мой знакомый мусульманин свою молитву прочел - и всё хорошо. Но Русланова тут же рыдать принялась, еле успокоили.
- Какой был Владимир Высоцкий?
- Выдающийся и скромный, при всей своей огромной славе. В обеденный перерыв на съемках он брал гитару и пел нам. Потом с Высоцким мы мечтали снять фильм «Зеленый фургон», но так и не вышло, к сожалению. Его ранний уход из жизни планы оборвал. Считаю, что его век мог бы быть еще короче, гении вообще долго не живут, но жизнь Володи продлила Марина Влади. С ней он мир увидел, покатался на красивой машине, походил в качественных вещах, имел деньги. А наркотики - большое зло. Я лишь раз попробовал и сразу понял: хватит! Это произошло во время съемок в Ташкенте. И вот там на рынке седой старый продавец настоял. Я согласился, думая, что как художник увижу все вокруг другим. Но ничего подобного не случилось: стеклянные глаза, измененное сознание.
Быть собой
- Рената Литвинова, которую вы снимали, кажется, без всяких препаратов может смотреть на мир другими глазами…
- Ровно 30 лет назад Кира Муратова открыла Ренату, пригласив ее в нашу с ней картину «Увлеченья». Литвинова - очень необычная, все-таки она не актриса, а сценарист. Приехала на пробы и очень нервничала. А Кира ей сказала: «Главное, будь собой, ничего не играй!»
- В творческом мире существовать нелегко. Там, кстати, судачат о вашем конфликте с Никитой Михалковым. Что случилось?
- Во время визита президента Америки Буша-младшего в Россию Никита нас с моим сыном Сашей попросил снять документальный проект о его приезде. Все было хорошо, работали в том числе с камерой, которую нам дал сын Никиты Артем Михалков. И я не нарочно, но задержал ее возвращение хозяину. Виноват, конечно. Но не для своих же личных дел. Но Михалкову-старшему поступила на меня жалоба. Никита мне позвонил: мол, почему не отдаешь? Отдал и с тех пор с семьей Михалковых не общаюсь. Да и надо ли? Мы за Бушем так бегали, хотели что-то интересное снять, а ведь это не просто, не художественный же фильм.
- Но и на съемках игрового кино за кадром порой бушуют нешуточные страсти. В свое время вся страна обсуждала - был ли роман у режиссера Станислава Говорухина, с которым вы много работали, с молодой тогда актрисой Светланой Ходченковой.
- На мой взгляд, отношения Славы и Светланы - это история творца и его вдохновительницы. Могу с уверенностью сказать, что без искренней любви и восхищения актрисой невозможно создать такой замечательный фильм о преклонении перед женщиной. Ходченкова - очень сильная актриса и очень красивая. Но зачем потом безумно похудела? Формы у актрисы должны быть. Я это ей и сказал. Но сейчас модно, чтобы барышни выглядели как палки. Ну а в целом я за чужой личной жизнью не слежу.
Мысли о смерти
- Геннадий Васильевич, часто думаете о вечности?
- О смерти? Часто. Это такая тема, к которой каждый придет. Есть анекдот: «Иосиф, умер твой друг Сема, надо на похороны идти!» - «Ида, а зачем? Он-то все равно на мои поминки уже не придет. Так зачем нам тратиться?!» Вот и я о том. Лучше думать о жизни, пока я на земле.
Источник фото: Андрей Любимов / Агентство «Москва»,Nadezhda Lebedeva / Marina Shimanskaya / Evandro Inetti / Russian Look / ZUMAPRESS.com / sledcom.ru / Global Look Press,Личный архив, Соцсети,Яна Гордеева,Лариса Кудрявцева