«Все мгновенно, все пройдет, что пройдет, то будет мило». Теперь пушкинские строки можно исполнять на мотив припева «Забирай меня скорей, увози за сто морей». На экраны вышло полнометражное кино о «легендарной» группе, берущей начало в 90-е. Вообще, тем, кто жил в это «святое» время, вряд ли могло в страшном сне присниться, что кому-то оно покажется «милым». Однако поди ж ты. Один за другим фильмы про 90-е собирают кассу. Началось со «Слова пацана», продолжилось сериалом «Комбинация», подхватили «Иванушки», а теперь докатились и до «Руки Вверх!».
Помню, как во второй половине 90-х изо всех киосков на рынках звучала непритязательная песня под современный бит, но напетый детским голосочком: «Я хороший мальчик, мне пора спать, мне пора спать, папа сказал идти спать, да. Ля-ля-ля-ля-ля».
Как писала одна современная авторка: приходишь на рынок, встаешь на картонку, чтобы «померить джинсики», поворачиваешься, чтобы оценили родители и чувствуешь, как под картонкой от стыда поворачивается планета Земля. И все это под музыку «Руки Вверх!», конечно, чья слава началась с таких вот масс-маркетов.
Юного исполнителя своего суперхита «Малыш» солисты Жуков и Потехин записали на диктофон где-то в подъезде своей московской съемной квартиры, куда они, молодые и подающие надежды, переехали из Самарской области в поисках славы «как у «Битлз».
Почти одновременно с «Малышом» вышел хит «Студент»: «Ну что же ты, студент, девчоночку мою увел, не думал не гадал, игрушку новую нашел». Продюсеры, судя по фильму, не шибко заинтересовались, поэтому ребята продвинули себя сами: обратились к «специалисту», и тот аккуратно впендюрил их песенки в пиратские копии модных коллективных сборников.
«Колхозники»
Среди групп эпохи 90-х «Руки Вверх!» отличались повышенной примитивностью. Совершенно простецкие тексты без какого-либо загадок и объемов, однотипная музыка, самые очевидные рифмы вроде «скучаю - письма не получаю».
Роскомнадзор в ту пору еще не буйствовал, но музыканты частенько прибегали к скрытой рифме, о которой слушатель должен был догадаться. Хит группы «Сплин» примерно тех же времен «Она жует свой «Орбит» без сахара и вспоминает тех, о ком плакала», явно намекал на то, что вместо «плакала» должно быть другое, менее приличное словцо.
С «Руками Вверх!» все было иначе. В их суперхите «Ты целуй меня везде - восемнадцать мне уже», слово «везде» рифмовалось со всякой дрянью, но при этом было очевидно, что этого смысла авторы не вкладывали. Просто с солистом и автором слов Сережей Жуковым произошло то же, что и с героиней одной пьесы, которая была столь невинна, что могла сказать глупость.
Помню, как впервые мы школьницами увидели лицо Жукова на обложке пиратской кассеты, выставленной в витрине музыкального киоска. Оно нас обескуражило:
- Ой, какой жииирный! - не сдержалась одна подружка.
- Ну зато на нашего Ваньку похож. Наверное, мама тоже булочками откармливала, - парировала вторая.
«Колхозники» - эта кличка надолго приклеилась к участникам группы. Но именно «колхозность» обеспечила толстячку Сереге и худосочному Алешке (Потехе) широкую славу в провинции: признали родную кровь.
Не гламурные московские красавчики, поющие «на богатом», а свои. Под их песни можно было забыть проблемы вечного родительского безденежья, поколбаситься на дешевой дискотеке, впервые поцеловаться на медляке «Алешка».
Человек с гнильцой
Марлен Хуциев, набирая курс во ВГИК, говорил во вступительном слове:
- Фильм может получиться, если вы найдете баланс между сомнением и самоуверенностью.
Понять, каким образом двум парням из провинции удалось стать главной подростковой группой тех времен - было бы действительно интересно. Но, к сожалению, самоуверенность взяла верх. На серьезных щах нам рассказывают сказку про суперталантливого мальчика, который писал суперталантливые песни и поэтому в награду за страдания неземно прославился.
Нетрудно догадаться, кто выступил соавтором сценария. Кино вышло под стать песням. Плоско шаблонно, без затекста и каких-то особенных смыслов.
Симпатичному глазастому мальчику Сереже из Димитровграда нравится одна девочка. Негодяйка насмехается над его чувствами и уходит с другим, потому что мальчик Сережа одет как лох. Но вскоре он становится главным музыкантом Димитровграда, и девочка сама подходит к нему искать внимания. Но тут уже Сережа горд и неприступен и поучительно говорит девочке:
- Света! Разве все дело в том, как ты выглядишь?
Так выглядит первая часть кино.
Во второй герои едут покорять Москву, где попадают в кабалу вымышленного злобного продюсера Шалаева (Федор Лавров). Жадина мучает ребят бесконечными турами, после которых выдает им всего лишь по $500 на нос. Весь фильм бедолаги вынуждены питаться «дошираком». Но в конце лапша быстрого приготовления сменяется нормальной едой, потому что награда нашла героев, и добро победило.
- Если продюсеру наплевать на музыкантов, они уходят! - выносит моралите главный герой.
В ленте Сережа явлен воплощением добра. А вот его коллега и напарник Алексей Потехин - человек с гнильцой. Хочет только денег, не верит в успешность песен Жукова, смеется над ними, а когда песни становятся хитами, норовит приписать себе авторство.
Молодого Жукова играет актер Влад Прохоров. Он симпатичен, подтянут, нисколько не похож на Сергея и в нем нет ни намека на лишний вес.
Звездянка
В фильмах про 80-е и 90-е годы частенько задействуют ныне здравствующих представителей этой эпохи. Так, например, в сериале «Комбинация» в эпизоде мелькнула главная солистка группы Алена Апина. Правда, бывшая звезда снялась в скромной пятиминутной роли располневшей педагогини по музыке.
Сергей Жуков решил не мелочиться и заполнить широким лицом весь широкий экран. Львиную долю фильма отдали под изображения страданий Сергея в больнице. У бедолаги грыжа, ему ничего не помогает, (возможно, потому что врачует его Леонид Ярмольник, пристрастившийся изображать докторов).
Именно грыжа запускает у героя череду воспоминаний о прошлом. (Не исключено, что ложных.) Почему-то первой жене и ее богатому папаше в фильме места не нашлось. Зато нынешняя, вторая, Регина Бурд, представлена в изобилии.
Но и эта часть закончилась хорошо. Герой спасен. Проведать и покаяться к нему приходит отколовшийся от коллектива Потехин. А дальше - триумфальный концерт в «Лужниках» и рукоплещущий зал.
В общем, чем «Руки Вверх!» не «Битлз», как хотел маленький мальчик и, как, видимо, хочет спросить сам Сережа Жуков.
- Да всем, - хочется ответить ему.
Но вдаваться в подробности не хочется. Потому что после просмотра фильма складывается стойкое ощущение, что звездянка - штука заразная. Если у Потехина она случилась лет 20 назад, то Жукова, похоже, накрыла с головой в настоящем.
Источник фото: Архив «ЭГ»,Central Partnership / Kinopoisk.ru,Личный архив,Борис Кудрявов,Лариса Кудрявцева