99-й день рождения режиссера Марлена Хуциева ознаменовался скандалом. Дотошный киновед Вячеслав Шмыров, обходя с дозором Троекуровское кладбище, обратил внимание на то, что могила киноклассика, снявшего фильмы «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Июльский дождь», выглядит хуже, чем палисадник у алкоголиков.
Возмущенный киновед написал гневный пост. За пять лет, что прошли со дня смерти Хуциева, можно было не то что памятник поставить, но хотя бы на участке навести порядок и истлевшие венки, оставшиеся с похорон, убрать.
А то ведь еще наметанный киноведческий глаз не обнаружил на участке никаких следов захоронения супруги кинорежиссера! Ирина Семеновна Соловьева, с которой Марлен Мартынович прожил без малого 70 лет, ушла за два месяца до мужа, когда тот лежал в больнице и не мог проконтролировать похороны. По идее, жена должна покоиться где-то рядом с супругом, но в бардаке на участке не обнаружилось ни креста, ни мало-мальской таблички.
- Что, неужели до сих пор так и не похоронили? - ужаснулся Шмыров.
Публикация задела за живое. Общественность принялась хором взывать к совести 72-летнего Игоря, «дроченого дитятки» Марлена Мартыновича, которого тот содержал всю жизнь. Но Игорь затаился, на связь не выходил, и лишь спустя какое-то время родственники с аналогичной фамилией отозвались, мол, успокойтесь, сыну не все равно, памятник будет.
Но какое там «успокойтесь»! Через год грядет столетие Хуциева. К этой дате хорошо бы иметь не только памятник, но и какую-никакую мемориальную табличку на доме, где жил мэтр. Понятно, что, даже если этим действительно заниматься, все равно за год не успеть.
Совсем худо
Зато память кинорежиссера увековечили в другом формате. В издательстве «Рутения» вышла толстущая, без малого 900-страничная, книжища «Марлен», составителем которой выступил отъехавший в Израиль мультипликатор Андрей Хржановский. В книжище собраны воспоминания известных и не очень известных людей.
Презентацию фолианта устроили в Центре Вознесенского. Сам составитель в добром здравии вещал по зуму о том, что выбирали долго, трудились много, материала было собрано огромное количество. Пришли на выступление и те, кто работал бок о бок с мастером.
Пуще всего собравшихся поразило невыдающееся состояние приехавшего на презентацию актера Вениамина Смехова. Основная мысль речи экс-«мушкетера» заключалась в том, что раньше все было плохо, а сейчас - совсем худо. Внешний вид 84-летнего Смехова прекрасно иллюстрировал эту идею.
То ли «Атос» принял на грудь, то ли дело в том, что возраст не тетка... Но Вениамин Борисович еле волочил ноги, заваливался на бок, и если бы не бдительная помощница, непременно упал бы прямо на сцене.
В конце длинного спича Смехов рассказал байку. Какое-то время Хуциев работал в театре «Современник» и вместе с «Квашонком» (Игорем Квашой) готовил к постановке спектакль «Случай в Виши». В ту пору в актерской среде повелось подходить к Хуциеву и спрашивать: «Когда весна придет?» Услышав это, Марлен Мартынович делал серьезную физию, чесал в голове и отвечал задумчиво: «Не знаю! Пройдут, блин, дожди; сойдут, блин, снега!»
Смехов конспирологически подмигнул собравшимся и был препровожден на место. В конце вечера, когда актера медленно вели из гардероба к выходу, он хорохорился и интересовался у собравшихся зевак:
- Ну? Так когда весна придет?
- А вы сами-то как думаете? - поинтересовался голос из толпы.
- Не знаю! Кажется, что никогда! - ответил «Атос».
Источник фото: Ekaterina Tsvetkova / Russian Look / Global Look Press,Аким Салбиев / Соцсети,Василий Кузьмиченок / Агентство «Москва»