Как оператор «Войны и мира» разрушил брак будущей жены Збруева - Людмилы Савельевой
Петрицкий был сыном украинского художника-авангардиста, который тайно ненавидел советскую власть. Несмотря на это, Анатолий пошел против воли отца и женился на старшей дочери одного из символов этой власти — актера Бориса Бабочкина, известного ролью Чапаева в одноименном фильме братьев Васильевых. Их брак, в который мало кто верил, оказался долгим и крепким. Наталья Бабаочкина, супруга Анатолия Анатольевича, ушла из жизни раньше него, в 2020 году.
Смелый новатор
Анатолий с отличием окончил операторский факультет ВГИКа, попал на «Мосфильм» и с тех пор ни разу не изменил главной студии страны. Оскароносная «Война и мир» Бондарчука стала для Петрицкого второй самостоятельной работой. Как, впрочем, и для самого режиссера, до этого снявшего только «Судьбу человека».
- Говорили, что и Сергей Герасимов, и Иван Пырьев мечтали экранизировать Толстого в пику американской версии от режиссера Кинга Видора, которую в Союз привез Хрущев. И что Олег Стриженов отказался от роли Болконского не без влияния Пырьева. Хотел отказаться и я — считал, что не готов к такой ответственной работе, — вспоминал однажды Анатолий Анатольевич. — Но все было решено за меня высшим начальством.
Сначала главным оператором был назначен Александр Шеленков, у которого Петрицкий работал ассистентом на картине «Коммунист». Во время работы над «Войной и миром» он снова помогал мэтру и даже сыграл небольшую роль в сцене Шенграбенского сражения. А потом уговорил Бондарчука доверить ему снять некоторые эпизоды конной атаки. И предложил дать камеру прямо в руки наезднику!
- Когда материал пришел, Бондарчуку это все очень понравилось, — улыбался мастер. — И это мотание камеры, и другое. С тех пор Сергей Федорович стал приходить на мои съемки, а съемки Шеленкова игнорировал. Не потому, что я такой гениальный, а потому, что был моложе и ему было со мной проще. А потом сообщили, что Шеленков ушел и главным оператором буду я.
Множество технических находок смелого новатора вошло в ленту. Сцены бала он снимал, катаясь среди актеров на роликовых коньках, чтобы передать непрерывность кружения. Придумали «пролет» камеры над местом сражения батареи Раевского на Бородинском поле:
- Она летела над пожарищем сквозь огонь. Нужно было сделать это быстро, чтобы дорогая оптика не пострадала от пламени…
Голодные обмороки
Как известно, Наташу Ростову сыграла бывшая балерина Людмила Савельева. Во время съемок «Войны и мира» в нее влюбился Александр Збруев, до этого исполнивший главную роль в дебюте Петрицкого «Мой младший брат». Вскоре Люда и Саша отправились в загс и до сих пор живут вместе.
Незадолго до своей смерти оператор раскрыл тайну Савельевой, о которой раньше не было известно. Оказывается, до Збруева она побывала в еще одном браке, который, по сути, Петрицкий невольно и разрушил.
- Да, у Люси был муж, - утверждал Анатолий Анатольевич. - Однажды я услышал, как она говорила подруге, что вот будет перерыв в съемках, и она на мотоцикле с мужем поедет в Крым. Подумал: «Вот ужас какой!» И побежал к директору нашей картины Циргиладзе со словами: «Виктор Семенович, надо ее остановить. Мало ли, камень в глаз отскочит. Или упадут они с мотоцикла. Всякое может быть». Короче, поломали мы это дело. И Люся с этим мужем разошлась.
По словам Петрицкого, однажды Савельева на съемках упала в голодный обморок:
- Врача вызвали, стали выяснять. Оказывается, она недоедала, потому что получала деньги, как актриса массовки. Тогда Бондарчук поехал в Госкино, и Люсе назначили ставку актерскую.
«Беги к жениху»
Впрочем, сам Петрицкий своей лучшей операторской работой считал «Мимино». А режиссера Георгия Данелию называл самым любимым мастером, хотя больше на съемочной площадке они не встречались. Но оба не могли забыть, с какими трудностями пришлось столкнуться при работе в грузинском горном районе Тушетия. Там, кстати, снимался эпизод с подвешенной к вертолету коровой.
А любимой женщиной оператора навсегда стала Наталья Бабочкина, дочка знаменитого актера, главного режиссера Малого театра. Они случайно познакомились на молодежном вечере, когда Петрицкий еще был студентом ВГИКа. Толя поначалу категорически не понравился Наташе.
- Потому что был чересчур хорошенький, очень такой весь аккуратненький. Совершенно герой не моего романа, - уверяла наследница мэтра. - Но однажды, когда он ранним утром провожал меня домой, я вдруг поняла, что началась моя любовь безумная к Толе. Но и его родители, и мои выступали против нашего брака. В день, когда мы должны были подавать заявление в загс, мама спрятала мои вещи. Я побежала к старушке соседке, и она со словами: «Быстрее беги к своему жениху» дала мне свое пальто. А когда уже играли свадьбу, Толя весь вечер был очень напуганный. И все вокруг считали, что это очень ненадолго.
- Во всем виноват Чапаев, которого сыграл мой тесть, - вздыхал сам Петрицкий. - Мой отец терпеть не мог советской власти и все фильмы про советскую власть. Когда я маленький был, меня даже не пускали на «Чапаева». Сознательно.
Тем не менее супруги пронесли чувства сквозь года и в любви вырастили сына Андрея.
В последние годы жизни Анатолий Анатольевич занимался на «Мосфильме» реставрацией и восстановлением классики нашего кино и готовил себе смену на мосфильмовских курсах.