В подземной галерее парка «Зарядье» открылась выставка-диалог, посвященная 85-му дню рождения скончавшегося три года назад Владимира Меньшова и заодно 45-летию его фильма «Москва слезам не верит».
Родственники режиссера решили, что выставка - гораздо лучше, чем очередное бла-бла-бла по телевизору.
- Папа про себя уже все рассказал, просто язык стесал рассказывать. Поэтому идея с выставкой ему бы точно понравилась, - заметила Юля Меньшова.
С мамой Верой Алентовой она пришла в Зарядье первой. Обе одеты стильно-модно-молодежно. Вера Валентиновна - в темных очках, белых кроссовках и в мятом юбчатом костюме в стиле casual. Юля - в длинном платье, светлом летнем жакете и таких же кроссовках.
Пока думали, как запустить лифт для перемещений в подземную галерею, набежал народ. Стали просить автографы и селфи. Мама с дочкой не отказали.
В зале к тому времени уже собралась куча журналистов, а у микрофона - Иван Демидов. Правда, не в качестве ведущего «Музобоза», а как директор «Зарядья». Иван Иваныч признался, что никогда не понимал смысла фразы «Москва слезам не верит»:
- Мне всегда казалось, что, наоборот, верит, - и широким жестом пригласил собравшихся «смотреть картинки».
Кочующий плед
Прежде всего вдову Владимира Меньшова поразили остатки белокаменной стены, сохранившейся внутри музея:
- Это и есть остатки Белого города? Да что вы говорите! - покачала головой Алентова.
Но именно этот элемент стал решающим для определения концепции. Как рассказала куратор выставки Анастасия Ховенко, сначала хотели взять в экспозицию и другие фильмы Владимира Меньшова. Но потом, учитывая специфику места, сконцентрировались только на «Москве…».
Часть артефактов взяли у семьи, часть - позаимствовали у «Мосфильма». Меньшовы выделили редкие фотографии, афиши фильма, в том числе на японском языке, а также ценнейший экспонат - сценарий легендарной ленты с режиссерскими правками.
Когда-то из-за него Меньшов даже поссорился со сценаристом Валентином Черных. Комиссия сочла сценарий «мятым паром», но Владимир Валентинович собственноручно переписал материал, и все прошло на ура. А вот Черных, хотя правки принял, делиться гонораром не захотел...
Что же касается артефактов из «Мосфильма», многие из них сама исполнительница главной роли Алентова видела во второй раз за 45 лет. В витринах выставили три платья героинь, в том числе - знаменитое полосатенькое. Для того чтобы его сшить, распотрошили матрасы. Предъявили зрителям и камеру «бэбик», «старый грим» героини Екатерины Тихомировой и знаменитые предметы с пикника: огромный самовар, шезлонг и легендарный кочующий плед. Зрители давно заметили, что этот плед висел и на стене Катерининого любовника, потом им же заботливо укрывал Екатерину Гоша, он же Гога. Появлялся теплый реквизит и в еще одном меньшовском шедевре «Любовь и голуби».
Вера Валентиновна рассматривала предметы с неподдельной радостью, а Юля время от времени вставляла: «Было такое».
- Не факт, что вещи абсолютно те же. Даже на «Мосфильме» не очень уверены, - начала было куратор. Но Алентова, взглянув на будильник, истошно звонивший в начале второй серии, убежденно заверила: «Будильник точно тот».
«Растратили талант на пятачки»
Надо сказать, что мать и дочь вели себя хорошо и просто, ничем не проявляя звездность. Лишь отвечая на вопрос, кого бы она видела сейчас в роли Екатерины Тихомировой, Алентова ответила сухо: «Не знаю». А в какой-то момент не выдержала: «Ну я же только что на тот же самый вопрос ответила».
Знающая дочь, улыбаясь, объяснила ей суть проблемы:
- Мам, это разные каналы, все хотят свой индивидуальный ответ.
Так что, по десятому кругу и добавляя подробности, дамы рассказали, что любимых сцен в фильме у них нет, что после выхода кино их жизнь не изменилась: «Мама и папа продолжали ездить на работу на метро». И что сама Вера Валентиновна не ассоциирует себя с Катериной: «Владимир Валентинович часто повторял: Катерина - это я. Он снял сказку, но то, что случилось в этой сказке, произошло с ним самим».
- Почему в автобиографии, изданной в этом году, ваш отец постоянно подчеркивал превосходство трудолюбия над талантом? - спросили мы.
- Потому что это так! - с готовностью отозвалась Юля. - Отец добился всего трудолюбием. А сколько талантливых растратили свой талант на пятачки!
В заключение вечера интеллигентная семья поблагодарила организаторов.
- Пока человека помнят - он жив, - сказала Алентова. - Эта выставка - еще одно продолжение жизни Владимира Валентиновича.
Вечером на своей страничке Юля выложила трогательные фото отца, сопроводив коротким и сентиментальным «папа...».
Выставка в «Зарядье» продлится до 13 октября.
Подъюбник для Муравьевой и брюки для Баталова
На вернисаже присутствовала легендарная художник по костюмам Жанна Мелконян, чьи эскизы тоже выставили в музее. Жанна Андреевна рассказывала о маленьких хитростях, к которым приходилось прибегать во время съемок фильма «Москва слезам не верит».
Например, твидовый костюм деловой Катерины сшили из 12 мужских брюк, потому что другого источника твида в стране не было. Платье героини Ирины Муравьевой Людмилы, в котором она щеголяет во второй серии, скрывает секрет в виде суперподъюбника из настоящего шелка. (Один такой подъюбник стоил дороже, чем весь наряд, но, по мнению Жанны Андреевны, шелк усилил грациозность и женственность героини.)
Ну а ради Гоши в исполнении Баталова художник по костюмам пожертвовала святая святых: мужниными брюками «Вранглер», которые ему только-только привез тесть из загранпоездки.
- Баталов был намного старше сценарного образа. Поэтому нам нужно было сделать из него мачо. Обычно рабочие ходили в кедах и индийских псевдоджинсах. Они плохо сидели и отвисали на попе. А я дала Гоше «Вранглеры», которые прекрасно облегали мужское тело, штиблеты на каблучке и прекрасную летную куртку, дающую адрес прошлой жизни...
В музее выставили документы, где черным по белому значится, что на роль Гоши пробовался сам Владимир Меньшов.
- Если бы не нашелся Баталов, я сыграл бы Гошу сам! - говорил Владимир Валентинович.
Источник фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»,Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press