Евгений Дога: Мы с супругой не вторгаемся в жизнь друг друга
Известный композитор из-за работы вынужден подолгу находиться вдали от второй половинки
Евгению ДОГЕ, автору знаменитого вальса к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» (ЮНЕСКО причислил его к музыкальным шедеврам), 1 марта исполнилось 78. Композитор, лауреат Госпремии СССР, народный артист и академик уже много лет живет в московском районе «Крылатское» в скромной типовой «однушке». А его жена - в просторном доме в самом центре Кишинева. Почему - Евгений Дмитриевич рассказал в откровенном интервью.
- Вы сказали по телефону, что в свой день рождения улетаете в Сибирь к медведям. Пошутили?
- Конечно, шутка. Я считаю день рождения таким же обычным днем, как все остальные. А после того как 1 марта умерла моя мама, я морального права не имею праздновать. Мне спокойно, если меня никто не дергает, хотя и волнуюсь, когда надолго остаюсь без внимания.
- У вас есть поклонницы, проверенные годами?
- Да. Это совершенно бескорыстные женщины, и они мне помогают во всем, даже в бытовых проблемах, по хозяйству.
В душе Евгений Дмитриевич вовсе не академик, а общительный и смешливый человек |
- Они меня мало интересовали. Это еще с юности повелось. Как только запахло где-то «амурами», я тут же ретировался. Жаль было отрываться от занятий музыкой. Так же и с дружбой. На все это нужно время.
- Однако женились вы в 25 лет. По любви?
- Когда это я мог влюбиться, по-вашему, если все в три дня произошло? Нет, это другая история. Тут непонятно, что такое. У меня был расписан каждый час. То, что появилась Наташа, - судьба. Я увидел человека, которого мне не хватало и образ которого где-то в глубине души таился.
С дочкой Виорикой (1967 г.) |
Агрессивные попытки любви
В июле 1962 года москвичка Наталья гостила в молдавской столице. Евгений Дога учился в Кишиневской консерватории, общежитие которой находилось во дворе именно того дома, где жила Наташина тетя. Хорошенькая студентка с длинной темно-русой косой и на высоких шпильках сразу привлекла внимание Жени. Он предложил красавице прокатиться на купленном в рассрочку мотороллере, а уже через несколько дней они сыграли свадьбу.
- Откуда вы знали, что Наташа - тот человек, который вам нужен?
- На тот момент я не мог загадывать на перспективу. Хотя и о перспективе мы говорили: Наталья должна была выучить румынский и полностью вписаться в новые для нее условия. И она это сделала. Потому что получила хорошее семейное воспитание.
Женя и Наташа сыграли свадьбу в Кишиневе (1962 г.) |
- Она сделала то, что полагается, когда хочешь, чтобы новая действительность не казалась чужой. Конечно, ей трудно было. Я сам с румынским языком соприкоснулся только в 20 лет. Учиться начинал в украинской школе, а после семилетки получал знания на русском.
- У вас не было в юности несчастной любви, никаких расставаний, никакой битой посуды в прошлом?
- О, посуду я и сейчас часто бью. По неосторожности. Я просто не вторгался в этот мир любви, не провоцировал его, поэтому ничего и не произошло. Знаю, сколько было провокаций, и они продолжаются до сих пор. Были и очень агрессивные попытки, но какое я имею к этому отношение? В наш дом они не проникали.
- Когда Наташа приедет к вам в Москву?
- Ей трудно отрываться от дома. Там хозяйство, собака, кот, который недавно лишился лапы в очередной переделке за сферу влияния.
Композитор обожает зимние забавы |
Развод - это стыд и позор
Дом, в котором живет семья композитора в Кишиневе, построен больше ста лет назад - в начале ХХ века. Парадный выход ведет на центральную улицу, а второй – во двор, где Наталья развела цветник и плодовый сад. Первыми там распускаются подснежники и фиалки. Есть у Наташи шесть соток, где цветёт миндаль со своими сказочного цвета лиловыми цветочками и айва, которая дает великолепные плоды и разносит вокруг себя дурманящий аромат. В доме многое сделано руками Евгения Доги.
- Считается, что настоящая жена художника должна раствориться в муже. А как у вас с супругой?
- Мы абсолютно свободны и не вторгаемся в жизнь друг друга. Не думаю, что она знает все, что я пишу. И я не особенно этим делюсь. И вообще, как это можно - пересказывать любовь? А творчество - это любовь. Я не диктатор, а патриархальный семьянин. Еще в юности мучил вопрос: как я буду обеспечивать близких? Ведь нужно всех одеть, накормить, нужно иметь дом. У нас, сельских ребят, другие нравы. У нас очень святы семейные узы. Сейчас такая жизнь - масса искушений. И сразу расторгают брак под воздействием этих поверхностных благ. А я живу в одном браке всю жизнь и не уверен, что второй или третий был бы лучше. Для меня развод - стыд и позор.
Мэтр с семьёй: внуком Домиником, супругой Натальей Павловной и дочерью Виорикой |
И неурядицы в семье тоже не делают чести. Я постарался, чтобы моя семья жила комфортно, не нуждалась ни в чем. Это не так легко дается, надо все время зарабатывать. Более того, я для себя ничего не оставляю. Вы, Наталья, знаете меня пятнадцать лет и видите, что в моей московской квартире с тех пор ничего не изменилось. Конечно, мечта моя - жить всем вместе под одной крышей. Но увы…
- В результате у вас сложился гостевой брак: жена - в Кишиневе, вы - в Москве.
- Откуда вы взяли это слово - «гостевой»? Все население планеты так живет. А что, сидеть рядом, трепать друг другу нервы - это называется семья? Или сидеть лобызаться - это любовь? Понятие, отношение к ней, к великому сожалению, у большинства очень примитивное. А моряки - у них гостевой брак? Корабль ходит по морям, но у него есть порт приписки, куда он возвращается. Кишиневский дом - мой порт приписки. И этот мой дом в Москве - тоже порт приписки, только духовной. Я живу, как хочу. Свободно. Наивное утверждение.
- Внук Доминик кем собирается стать?
- Пока трудно сказать. Ему в марте исполнится 14. Он очень вырос, уже выше меня ростом. Развивается в хорошую сторону: ему нравится астрономия. А там посмотрим.
- А ваша дочь Виорика, мама его, в Кишиневе работала на телевидении. Сейчас она с сыном живет в Бухаресте. Чем занимается?
- Целиком сыном. Ему надо получить хорошее образование, и мы так договорились, что я буду какое-то время поддерживать их материально, а Виорика будет присматривать за Домиником. У него переходный возраст, и нужно оградить мальчика от ненужных влияний.
На пикнике с Сергеем ШАКУРОВЫМ (Крым, 2002 г.) |
Ион из устья Дуная
- Евгений Дмитриевич, вы не только композитор, но и общественный деятель, педагог, председатель жюри различных фестивалей и конкурсов. Дел, наверное, очень много у вас?
- Я возглавляю жюри смотра-конкурса ветеранов труда и членов их семей седьмой год, музыкальную часть конкурса «Одаренные дети России» - уже 15 лет. В этом году Олег Привалов затеял очень хороший детский фестиваль «Русская сказка», где я тоже председатель жюри. Недавно прошел мой концерт в Перми, а до этого я выступал в Томске и Красноярском крае. Я много езжу по России, публика везде разная, а принимают одинаково хорошо, и это приятно. И манит, конечно. Меня спрашивают иногда: «А у вас есть романсы?» У меня есть и романсы, и песни на стихи поэтов Серебряного века, и много детских произведений. Кто их видел? Издают крошечным тиражом. Если музыка не звучит, значит, ее нет. Духовность нужно все время подпитывать, а она у нас сейчас на голодном пайке. Я написал три балета, оперу, но судьба моих крупных сочинений такова, что они звучат только в моих авторских концертах.
- Надо себя продавать.
- Но я плохой торгаш. Для меня это унизительно. ИП? Это что такое? Как можно творца назвать индивидуальным предпринимателем? Это не базар, это духовный мир. Но так пишут в деловых документах, и приходится расписываться под этим! И оперу, и балет я наметил летом исполнять под открытым небом в Кишиневе перед центральным храмом. В прошлом году у меня проходили такие концерты в Яссах и в центре Бухареста в парке. Это действительно живое общение с публикой. Но это лишь мечты. Видите, что стало сегодня с миром?!
- Как к вам приходит музыка? Вот, например, как пришел всеми любимый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»?
- Зазвал я его! Жизнь сама по себе - большая программа, и если у человека ее нет, он будет вечно недоволен и чувствовать себя несостоявшимся. Я уже четко знаю, что буду делать завтра, послезавтра… да когда угодно. Вопрос «быть или не быть?» у меня не стоит. Я должен увидеть свою оперу на сцене, должен увидеть внука взрослым и состоявшимся. И поэтому музыку я тоже программирую в своей голове. Ведь мозги, получив «заявку», начинают работать. Так и произошло с мелодией, о которой вы спросили. Она появилась внезапно. На завтра уже была запланирована запись, первый день съемки, и тут сработала «заявка» - я получил этот вальс. Вулкан накапливает энергию сотни лет. Человек - то же самое. Только в меньших размерах.
Евгений ДОГА много гастролирует |
- Исполнил свою давнюю мечту, открыл музыкальный салон дома в Кишиневе. У меня дома только кухня и спальня, а все остальное - музыка. Приглашаю я людей из духовного мира: музыкантов, артистов, писателей, детишек, студентов и просто друзей. И каждый раз приходится сожалеть, что наши молдавские правители не показывают зарубежным гостям такое, чего они наверняка не знают, и провожали бы их на свою родину не с бочоночками с вином, что по себе тоже хорошо, а с сувенирами куда более значимыми, духовными. Пусть идут в мой салон, чтобы посмотреть, как рождается музыка, как живет один из композиторов и уносят с собой диски, книги, фильмы. Одну комнату я сделал гостевой. Это каса маре. В каждом молдавском доме есть такая комната. Собственно, большая часть дома. Я ее представляю себе как комнату памяти мамы. В каса маре должен висеть на стене настоящий молдавский ковер: на черном фоне красные розы с зелеными листьями. Это потрясающее произведение искусства. Их теперь перестали производить, а когда-то даже в Персии, в ковровой стране, молдавские ковры высоко ценились. И вдруг прошлым летом моя сестра Галина привозит мне такой ковер. Оказывается, мама тайком ткала ей в приданое. И мне нужно еще несколько подушек, как было у мамы. Это будет уголок моего детства с портретами мамы и отца, старинной домашней атрибутикой типа колеса от бабушкиной прялки или медного самовара.
- Почему вас так тянет в детство?
- Нормальная человеческая тяга. Ещё недавно целые поколения росли с сознанием, когда было нормой не знать, как звали бабушку или дедушку. А детство мое проглотила война и тяжелые испытания для семьи, овдовевшей матери после войны. Моя родословная уходит вглубь на триста с лишним лет. Некий Ион из устья Дуная со стадом овец шел по берегу Днестра на север в поисках пастбищ. И нашел это место, где источники целебные, и пастбища, и Днестр рядом. Он построил дом и церковь. И весь род потом были мастера, художники, писатели и даже был композитор. Это родословная со стороны мамы. Со стороны отца я почти ничего не знаю, к сожалению. Отца убили на войне.