Первая жена Мулявина ослепла после его измены
26 января исполняется 15 лет с тех пор, как ушел из жизни художественный руководитель и солист ансамбля «Песняры» Владимир МУЛЯВИН. Старшая дочь музыканта Марина не так давно выпустила книгу воспоминаний, где впервые рассказала об отношениях отца с мамой - первой женой Владимира Георгиевича Лидией КАРМАЛЬСКОЙ.
- Марина, была ли у ваших родителей красивая свадьба?
- Они тихо расписались в Калининграде. Папа на тот момент был 18-летним мальчиком, который играл на гитаре, а мама уже была востребованной артисткой художественного свиста - редкого жанра на эстраде. «Свадебную» бутылку вина пили месяц и допили только тогда, когда в гости пришли друзья… Мама сделала все, чтобы папа стал солистом. Когда они через 17 лет в 1975 году развелись, папа имел звание заслуженного артиста Белоруссии и был лауреатом многочисленных конкурсов.
- Вам на момент развода уже исполнилось 15 лет. Кого вы винили в этой ситуации?
- Девочки всегда любят пап. Поэтому в случившемся я больше винила маму. Хотя это он ей изменял, а мама, пытаясь спасти брак, в 1974 году, несмотря на запрет рожать детей, все же решилась завести сына, которого папа так хотел. На развод подал папа, потому что маме с маленьким Володей на руках просто некогда было этим заниматься. Я часто вспоминаю рассказ мамы о том, что в молодости подруга Анна Арго ей нагадала, что она останется одна и ослепнет. Предсказание сбылось.
- Какие отношения сложились у родителей после развода?
- Они остались друзьями. Папа навещал маму и иногда даже оставался ночевать. В тот момент, когда умерла бабушка, папина бывшая свекровь, он тоже был с нами. Мама тогда сказала: «Ты словно почувствовал сердцем - что-то произойдет». Как умная женщина, она понимала, что мой отец прежде всего творческий человек, музыкант, а потом уже глава семейства. Со второй женой Светланой Слизкой, из-за которой, собственно, он и ушел от нас, быстро развелся. Потом женился на актрисе Светлане Пенкиной. Мама же так и оставалась одна - не смогла найти замену такому интересному человеку. Это не так просто, да она и не хотела. Посвятила себя воспитанию моего младшего брата.
- Состоялся ли у вас с отцом разговор, пусть даже спустя годы, о том, почему он оставил жену с грудным ребенком на руках?
- Да, однажды. Ему было тяжело эту тему обсуждать. Он лишь заметил: «От таких женщин не уходят и их не бросают». Папины глаза говорили о большем. Он раскаялся, что ушел от мамы, а также во многих других поступках. Он всегда был порядочным человеком.
- Ваша книга о родителях вышла сразу после смерти третьей жены отца, звезды фильма «Хождение по мукам» Светланы Пенкиной…
- Я даже сообщила Пенкиной о дате презентации книги. Светлана тоже писала воспоминания, но так и не успела их выпустить. Теперь судьбу издания будет решать ее с папой сын Валерий Мулявин.
- А какие у вас отношения с братом по отцу?
- Мы до сих пор одна семья, разногласий с Валерием у нас никогда не было. Брат старше моего сына на полтора года. Он для меня ребенок, которому я когда-то мыла попку. Когда Светлана Александровна была жива, мы все решали совместно. Кстати, после ухода из жизни папы она попросила, чтобы ее похоронили рядом с ним на Московском кладбище в Минске. Ей даже подготовили место. А моя мама похоронена рядом с моим младшим братом Владимиром.
- Писали, что Пенкина страдала алкоголизмом и умерла именно от запоев...
- Светлана страдала от сердечной недостаточности, ей надо было поставить стент. А она после смерти папы боялась больниц как огня.
- Как вы считаете, гордился ли ваш отец сыном Владимиром, на которого возлагал надежды, и мечтал, чтобы тот продолжил династию?
- Володя был талантливым музыкантом, и папа говорил, что он его переиграл. Но из-за фамилии Мулявин брату пришлось покинуть Белорусский государственный ансамбль «Песняры», которым на тот момент руководил Вячеслав Шарапов. Володя очень из-за этого переживал, но, как и отец, все держал в себе. Он так и не смог понять, почему ему не нашлось места в том коллективе, где работал отец. (Владимир Мулявин умер в 2006 году от употребления наркотиков в тюрьме. - Н. М.)
- Марина, а вы не жалеете, что не стали артисткой?
- Имея таких родителей, надо быть либо лучше их, либо искать себя в другой профессии. Мама могла, но не научила меня художественному свисту, хотя и всегда говорила: «Тебе свист нужен для того, чтобы уголки губ не опускались. Свисти в баночку 15 минут в день». Нисколько не жалею, что не стала певицей. Я вышла замуж в 1979 году, сейчас у меня двое взрослых сыновей и двое внуков. Никто из них не стал артистом, поем только дома. Дети, правда, играют на гитарах, доставшихся от дедушки. Одну он подарил моему старшему, а младшему инструмент перешел по наследству от моего брата Володи.
Перед смертью Пенкина увидела двойника мужа
Галина Иванова больше 45 лет была преданной поклонницей творчества Владимира Мулявина и ансамбля «Песняры». С Владимиром Георгиевичем фанатка близко дружила.
- В 1998 году, когда Мулявина все бросили, я приехала на его день рождения в Минск, - вспоминает Иванова. - Именно в этот день его вызвали в Министерство культуры Белоруссии. Мы со Светой Пенкиной ждали его дома. Володя вернулся с поникшей головой и сообщил, что его подвинули с должности худрука и назначили Влада Мисевича…
- Галина, как вы думаете, кого из женщин Мулявин любил больше всего?
- Однажды признался: «Если бы далось повторить жизнь, я бы остался с первой женой», имея в виду Лидию Кармальскую. Но и третью, Светлану Пенкину, очень любил. Когда они познакомились, я Свете сразу сказала: «Знала Мулявина до тебя, любила, буду любить». В ней, кстати, все время сквозила народная артистка. Она подчеркивала, что ради Володи бросила карьеру. Но если посмотреть на ее актерскую биографию, то, кроме «Хождения по мукам», там ничего интересного нет.
- Как думаете, почему Пенкина умерла так рано, в 65 лет?
- Версий много. Накануне смерти Светы Игорь Николаев предстал в образе Мулявина в телешоу перевоплощений «Точь-в-точь». Очень четко его передал, даже мои советы выслушал. И Света с того момента перестала подходить к телефону. Может, она через 13 лет увидела на экране покойного мужа и сердце ее не выдержало? Она ведь не выпивала уже, а входила в транс иначе - с помощью аптекарских препаратов.
Только факт
- Белорусский оркестр имени Жиновича восстановил программу «Песняров» «Вянок». Ноты были утеряны, но у коллекционера нашлась запись с прогона всех 15 песен концерта.