Режиссер «Женщины, которая поет»: «Ахеджакова не в Израиле, а у меня за стенкой»
- Вы, простой мальчик из провинции, сразу покорили ВГИК?
- Я жил в Каменск-Уральске, в 15 лет увидел в газете объявление о наборе в Институт кинематографии. До этого ходил в кружок драматического искусства при заводе. И с первой попытки в 17 лет удача улыбнулась. Помимо моей тогда еще не супруги Аллы Будницкой, со мной на курсе учились будущие кинозвезды Людмила Марченко и Владимир Ивашов. А рядом с нами занимались гении - Василий Шукшин и Андрей Тарковский.
- Общались с ними?
- С Андреем - мало. Он все время куда-то бежал и спешил. А когда он «Гамлета» ставил в «Ленкоме», я имел возможность наблюдать, как в полутемном зале он шаманил с актерами. Но у Тарковского не получилось в театре. Да и худрук Марк Захаров ему кричал: «Андрей, ничего не видно на сцене - темно, а актеров не слышно». Тарковский злился, потому что хотел, чтобы герои говорили тише, как в кино. Зато там он нашел язык, который был забыт… Я слышал о его изданных дневниках, где он ругал многих известных людей. Но же это писал для личных целей. И то, что сын и вдова за большие деньги такое личное опубликовали, - на их совести.
- На Алле Будницкой вы женились 64 года назад, совсем юным.
- А чего ждать? И прожили всю жизнь с моей любимой Аллой Зиновьевной. Брак - это, помимо любви, работа, дружба, взаимопонимание. Кстати, расписывались мы в один день, один час и даже в одном загсе на Кропоткинской рядом со Светой Немоляевой и Сашей Лазаревым. Но только годы спустя случайно узнали об этом. Там же конвейер был, мы их и не видели даже. Я много на разных свадьбах бывал и почти всегда угадывал - женятся для показа, а потом быстро разбегутся или нет - впереди долгий брак. Духовное единство людей должно быть, это и держит союз. Я и как режиссер всегда видел пару на экране, которой зритель поверит. Лучше всего играли в любовь гомосексуалисты* и актеры, кто терпеть друг друга в жизни не могли.
Роковая операция
- Писали, что в свое время Алла Зиновьевна попала в страшную автокатастрофу, после которой лишилась возможности иметь детей...
- Не было никакой катастрофы! 40 лет назад у Аллы была операция, и она очень плохо прошла, чудом спасли... Знаете, на курсе мы друг на друга и внимания не обращали. Пока в один день, на занятии по сценодвижению, сильно головами не стукнулись. И педагог меня попросила Аллу до дома довести. Тут-то мы впервые и узнали друг друга, больше часа на троллейбусе ехали. Я как-то прочитал индийское поверье: мужчина и женщина, столкнувшиеся лбами, будут вечно друг с другом. Сошлось!
- 46 лет назад в вашу семью вошла Дарья Дроздовская, ставшая актрисой...
- Тогда Даше было всего восемь лет. Мы и не думали ее удочерять. У нее была семья, родители, но вот так сложилось. У моей Аллы была подруга-актриса Микаэла Дроздовская. У нее подрастали две дочки и были сложности с мужем. А когда случилась трагедия, и Микаэла погибла, мы не могли не помочь ее наследнице. Не могу сказать, что наше желание удочерить Дашу возникло из огромной любви. Скорее, из обстоятельств. По-другому не могли поступить. Даша очень хотела с нами жить, а не со своим отцом, так бывает.
- Напомните, как погибла Дроздовская.
- Она была ни кииносъемках под Нальчиком, стоял ноябрь. И ночью в гостинице ужас произошел: загорелось одеяло, которое сползло с Микаэлы на осветительные приборы, которые она попросила поставить рядом с собой для тепла. В результате сильно обгорела, и ее не спасли. Дочки Ника и Даша осиротели. Старшую взяла ее крестная мама, еще одна подруга Микаэлы, младшую - мы. Ее дети - Саша и Даша-младшая - наши внуки. Александру - 31 год, а Дарье - 26 лет. Она уже тоже стала мамой. Сынок Даши Матвей, мой правнук.
- Внуки чем занимаются?
- Они много учились, но ничего не закончили.
- Почему?
- Вы их спросите! Саша младший помогает отцу, телеведущему и продюсеру Александру Олейникову, что-то и сам снимает. Я ему и говорю: «Сашка, ты шестерка, ничего сам делать не умеешь». Образования законченного нет, хотя в Германии, Англии, Испании и Сингапуре учился. Даже в школе Оливера Стоуна пробовал заниматься. ВГИК - это одно, а тут - не пойми что. Хорошо хоть английский и испанский языки внук освоил, уже хлеб. А внучка училась в МГИМО, но ушла оттуда, много где работала, а сейчас молодая мама.
- Жалеете, что Дарья Дроздовская развелась с отцом своих детей Олейниковым?
- Даша и Саша расстались в 2010-м, но дружат до сих пор. Для них развод - не трагедия, все праздники вместе отмечают.
Желание помочь
- Всю жизнь вы супругой дружили с Лией Ахеджаковой, вашей соседкой. А как сейчас?
- Мы четверть века живем в одном загородном доме. Лия - с одной стороны, мы с Аллой - с другой. И 62 года дружим. Уже никак иначе. Мы любим ее. Я и в кино ее снимал. Предавать мы ее не будем, хотя с возрастом все меняемся. Я читал, что Лийка после начала СВО сбежала в Израиль. Чушь! Она всю жизнь за стенкой у нас, и по сей день. Я ее позицию политическую с ней не обсуждаю, только искусство. Но она точно не чудовище, как ее представляют.
- А что скажите про Аллу Пугачеву, для которой 46 лет назад сняли фильм «Женщина, которая поет».
- Мы с Аллой познакомились, когда ей 21 год был. Тогда я хотел ей помочь, ведь до фильма ее не совсем принимали, пела в ресторанах в начале карьеры. Но таланта и интонации не отнять. Юная, смешная. Теперь же давно не общались. Я слышал, что некоторые зрители мечтают, чтобы и Алла, как ее нынешний муж, стала иноагентом. Зачем? Что она им сделала? Грустно как-то.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов