Об истории культовых штанов мы попросили рассказать директора Казанского музея соцбыта Рустема Валиахметова
Вместе с группой энтузиастов он представил в Питере более 500 брюк из денима с автографами известных людей.
- Откроем показ, когда народ протрезвеет, - объясняет Рустем Валиахметов. - Назвали его «Джинсы как культ». Несколько лет собирали по всему миру джинсы музыкантов, художников, писателей, политиков - людей, которые делают историю нашей страны.
Первый экспонат передал Андрей Макаревич. Для него джинсы - как пароль, означающий «свой», для него это символ свободы. Первые штаны ему сшили из вельветовых штор. Вторым принес джинсы Александр Розенбаум. На штанине музыкант написал: «В джинсы мир, как в доспехи, закован, ими бредил каждый пацан...»
Когда в Казань приезжал Шнур с группой «Ленинград», на пресс-коференцию он пришел в старых джинсах «Levi’s». Сделав надпись «с нами пох...», он передал нам в дар футболку и оставил подпись на джинсах.
Музыкант Евгений Маргулис подарил свои «врангели». А Ивар Калныш поделился отличным лафхаком: «Если новые штаны купить было не на что, брали старые. Распарывали, снимали выкройку, затем шили новые из парусины - специально для этого я научился шить. Штаны натирали наждачкой в нужных местах, чтобы они выглядели поношенными. А так как фирменной нашивки у нас не было, придумали свою фирму. Я был модником - в самодельных джинсах, с длинными волосами».
- Каким экспонатом вы особенно дорожите?
- Курткой Иосифа Бродского. Она проделала сложный путь из Америки, где поэт долгие годы находился в эмиграции. Бродский опубликовал в Нью-Йорке стихи Юрия Кублановского. И с кем-то из друзей передал ему на родину свою поношенную джинсовую куртку. Скоро вся Москва знала, что у Кублановского есть джинса от Бродского. В конце 70-х Юрий отдал реликвию другу - писателю Евгению Попову. Тот и принес ее в музей.
Эту историю Евгений Попов рассказал, когда мы занимались организацией фестиваля памяти Василия Аксенова. Кстати, Аксенов тоже приверженец джинсового стиля. У него была добротная куртка, которую иногда носили его друзья. Об этом Попов написал: «Многие российские писатели второй половины XX века вышли из аксеновской джинсухи». Узнав, что куртка Бродского оказалась в музее, туда приехал сам Юрий Кублановский. Даже прослезился, глядя на дорогой экспонат.
- А кто первым среди знаменитостей влез в джинсы?
- Сначала мы думали, что это режиссер Александр Прошкин. Он купил джинсы в 1968 году у фарцовщиков возле гостиницы «Европейская». Но композитору Максиму Шостаковичу папа привез из загранпоездки модные штаны и жвачку еще в 1948 году, когда тому было всего десять лет! Центром фарцовки считалась Одесса с ее китобойной флотилией. Как только корабли возвращались из «загранки», город заполнялся джинсами. Именно в Одессу за штанами рванул из родного Казахстана Бари Алибасов. Он, кстати, долго хранил первые джинсы, но они у него сгорели во время пожара в квартире. Нам он подписал новый экземпляр. И Ирина Апексимова считает центром джинсовой жизни толчок в Одессе. У нее первые джинсы появились в 1970-х.
Писатель Александр Кабаков отдал на выставку джинсовую куртку с надписью: «Отсутствие джинсов свергло советскую власть».
Одно из недавних поступлений - джинсы министра культуры Владимира Мединского, которые он отдал на недавнем культурном форуме в Санкт-Петербурге. Оставил на них надпись: «От рожденного в семидесятые».
Художник Михаил Шемякин, который дружил с Владимиром Высоцким, тоже подключился к акции: он делал эскизы, по которым подпольно шил джинсы его друг.
Кстати, Шемякин подошел к акции творчески. Увидел джинсы 1970-х годов, где на заднем кармане был какой-то орнамент, и заявил: «Мне что-то это напоминает». И росчерком пера нарисовал детородный орган.
Диана Арбенина написала на джинсах «Гудбай, Америка». А певица Земфира свои штаны отдать не смогла - у нее с собой только одни были, но мы купили такие же, на которых она оставила автограф.
Идею с джинсами поддержали и политики. Бывший посол США в России Майкл Макфол приехал с женой и двумя детьми. Первое, что спросил: «У вас есть джинсы марки «Montana»? Я родился в этом штате, но ни я, ни мои друзья никогда о такой марке не слышали, а у вас ее знают все!» Дело в том, что «Монтану» придумали в СССР, и все верили, что это американский бренд. Но это, конечно, не «Wrangler», «Levi’s» или «Lee» , которые по сей день остаются джинсовыми китами.
Впервые на «Орбите»
Организаторы выставки в Питере нашли тех, кто стоял у истоков советской джинсы. Художник Владимир Рогозин в советское время занимал должность директора меланжевого комбината «Большевик» в городе Родники Ивановской области. В середине 80-х он придумал ткань «Орбита», которая по прочности не уступала дениму легендарного Леви Штраусса.
- Мы шили одежду для шахтеров, поэтому нам проще было освоить новое направление. Но у нас не было краски цвета индиго, которая стиралась бы при изнашивании и давала потертость. Технологии нужно было закупать. Подсуетились подпольщики, которые стали варить ткань - отсюда знаменитые «варенки».
КСТАТИ
- В СССР джинсы стоили от 150 до 300 рублей - больше среднестатистической зарплаты.
- Одним из первых советских бизнесменов, кто сколотил капитал на штанах, стал Борис Березовский.