Вдова первого мужа Пьехи покалечилась в жутком ДТП

Эдита Пьеха
Эдита Пьеха
Почти 70 лет прошло с тех пор, как благодаря творческому и брачному союзу Эдиты Пьехи с Александром Броневицким на эстраде появился первый в нашей стране ВИА «Дружба». Ансамбль был популярным, пока его не покинула знаменитая солистка, и прекратил существование после внезапной смерти худрука в 88-м году. Между тем не менее легендарная группа «Поющие гитары», созданная младшим братом Броневицкого - Евгением, до сих пор дает успешные концерты.

Музыкант и композитор Лев Вильдавский, поработавший в обоих коллективах, с удовольствием поделился с «Экспресс газетой» своими воспоминаниями. Перед началом беседы я напомнила, что через год «Дружбе» - 70, а через два года «Поющим гитарам» - 60 лет!

- Какие огромные юбилейные цифры у нас впереди, - вздохнул Вильдавский. - Но время не остановишь. В год 60-летия «Поющих гитар» мне исполнится 80. Я учился в одном классе и с детства дружил с Женей Броневицким, младшим братом руководителя «Дружбы» Александра Броневицкого. Мы с Евгением начинали с того, что играли на танцах. И Толя Васильев однажды предложил нам создать свою группу.

Инструментов и оборудования у нас, конечно, не было. Толя, который был гитаристом Ленэстрады, на гастролях в ГДР купил бас-гитару. Она оказалось очень плохая, но хотя бы не кустарная самоделка. И в ноябре 1966-го «Поющие гитары» начали свое существование.

Свои концерты мы обычно начинали с песни «Битлз». Не слыхано для того времени! Понятно, что и шлягеры советских композиторов исполняли. Вскоре пошли гастроли. Народ, понятно, про группу еще не знал. В Ялте на афишах, например, нас представили цыганским ансамблем. В другом месте сообщили, что «Поющие гитары» играют в составе ансамбля «Дружба». Помню, на мой день рождения приехали в Севастополь. Стояла поздняя осень, но вода в море была еще теплая. А нас отправили выступать в какую-то избу, где собрались лишь пять-шесть пенсионерок. Им наша музыка, разумеется, не зашла. И они прямо во время концерта одна за другой ушли. Но вскоре явился восхищенный нашей музыкой директор местной филармонии с двумя ведрами вина, и мы шикарно отметили мою дату. Очень скоро мы стали суперуспешной группой: билеты на нас было не достать.

- Но на гребне успеха в 1975 году коллектив распался, и лишь в 97-м его возродили. Что тогда стряслось?

- Виноват Васильев, это его большая ошибка. Толя тогда решил ставить рок-оперу «Орфей и Эвридика», в которой солировали Альберт Асадуллин и Ира Понаровская.

Я, кстати, помню ее еще толстой девчонкой. Чтобы похудеть, она подорвала здоровье безумными диетами. Ее отец Виталий вместе с Сашей Броневицким и будущим композитором Андреем Петровым в консерватории учился... Так вот наша группа в тот момент для Толи отошла на второе место. Но я из нее ушел еще раньше, в 1969-м. Тогда о нас фильм предложили снять, а Толя отказался. Понятно, что в течение нескольких месяцев съемок это стало бы для нас работой, за которую мы бы ничего не получили, гастроли ведь пришлось бы отменить. Зато память на долгие годы осталась бы. А Толя выступил против. Хотя у каждого уже были неплохие накопления, так что с голоду бы никто не умер.

«Лев
Юный клавишник и бэк-вокалист Лева Вильдавский выступал в модной водолазке. А сейчас ему уже под 80 

Под страхом смерти

- Чем занимались после «Поющих гитар»?

- Броневицкий-старший меня к себе в «Дружбу» позвал. Несколько лет с ним и Эдитой работал. Александр был выдающийся музыкант, хотя и не совсем уравновешенный человек. Но мне он очень доверял и сделал дирижером. Плюс я много аранжировок написал. Наши квартиры в Питере рядом находились. Броневицкий безумно всю жизнь любил Пьеху. Очень жаль, что через 20 лет они развелись.

Мы с гастролями проехали полмира. Побывали в Европе, Штатах, Латинской Америке. Даже в Боливии выступали. В стране тогда начался госпереворот: в день нашего концерта в столице Ла-Пасе повстанцы заперли президента в его кабинете. Мы жили за городом и до места выступления решили добираться на поезде. А он из-за хаоса в стране на пять часов опоздал. Мы были уверены, что концерт отменили. Но на перроне нас встречал советский посол, который заверил, что публика ждет, и попросил после выступления заехать в посольство.

- Зрители как встретили?

- На ура! Служебного входа не было, пришлось идти прямо через зал. А с нами был переводчик, который бесконечно повторял: «Как все это опасно! Вас в любой момент могут убить». Понятно, что ощущали мы себя, мягко сказать, неважно. Умирать-то никто не хотел. Броневицкому во время выступления на этой почве сделалось плохо. Он ушел со сцены, и мы без него доиграли. Слабое сердце у Саши было, не случайно в 56 лет он ушел из жизни. Но после концерта он нашел в себе силы со всеми поехать в посольство. Нас отпоили вином и покормили винегретом. Посол направил письмо в МИД СССР о нашем мужестве. Мы были уверены, что по возращении нас как минимум наградят орденами. Но даже спасибо не сказали.

«Эдита
Из сутулой и неуклюжей девушки с металлическими коронками Броневицкий сделал суперзвезду 

Писающаяся Илона

- Каким вы вспоминаете сегодня Александра Броневицкого?

- Невероятно талантливым! Его глобальная ошибка, что он довел ситуацию с Эдитой до развода. Да, он от нее гулял. Но какой мужчина не гуляет? Дочка Илона у них прекрасная. Знаю ее с пеленок и до сих пор с улыбкой вспоминаю, как в три месяца она написала мне на штаны.

- Евгений Броневицкий рассказывал мне, что тяжелейший нокаут его брату нанесла сама Пьеха. Это она, мол, изменяла ему со своим будущим вторым мужем - полковником КГБ Геннадием Шестаковым, к которому в итоге и ушла.

- Они оба в разводе виноваты. А то, что Саша страшно переживал - факт. Я с ним сидел на кухне у него дома, а он «умирал». Но спустя время оба нашли силы помириться. Второй и последней женой Саши стала певица Ирина Романовская. Хотя она ему не очень подходила. И точно не стала заменой суперзвезде Пьехе. Хотя от Иры он был без ума. Говорил: «Ты только посмотри, какие у нее глаза». И сделал солисткой «Дружбы». Но чем группе ее красивые глаза могли помочь? Саше по здоровью уже сложно было на все гастроли ездить, но он боялся без помощи свою Ирочку оставить. И продолжал ездить. Во время их пребывания в Нальчике выпал выходной. Ира ушла в магазин, Саша один в гостиничном номере остался. С кем-то по телефону говорил, и в это время его сердце остановилось. Ансамбль прекратил существование. А Пьеха еще 40 лет оставалась востребована. Она же всего лет пять назад прекратила выступать.

«Ирина
Ирина Романовская 

- Эдита Станиславовна прожила счастливую жизнь?

- Она еще дважды замужем побывала. После кагэбешника у нее еще сотрудник администрации президента был. Но это все не то. Она так и не стала счастливой. Броневицкий сделал из Эдиты певицу, звезду, хотя у нее же даже нет музыкального образования - окончила философский факультет университета. Без Александра она, уверен, никем бы и не стала. А разговоры, что он ее из ревности бил, - чушь. Ссоры, конечно, случались. Но, как правило, на профессиональной почве.

Эдита, кстати, меня к себе музыкантом приглашала. Но я отказался, потому что Саша, с которым я дружил, счел бы это предательством. Она год со мной после отказа не разговаривала. Потом помирились и сейчас изредка по телефону общаемся. В конце июля поздравлю ее по телефону с 87-летием. Она, увы, плохо ходит после того, как, выгуливая любимую собаку, запуталась в поводке, упала и сломала ногу в нескольких местах.

- А как поживает вдова Броневицкого?

- Мы с Ирой давно не общались. Рассказывали, что она попала в аварию, вся переломалась и на костылях долго передвигалась.

Молодая жена

- Давай о вас поговорим, Лев Исаакович. Вы человек состоятельный, но не на музыке же сделали деньги? Хотя, слышала, первые хиты молодому Валерию Леонтьеву писали…

- У меня до сих пор бизнес имеется. Хотя из-за возраста стал меньше работать. Моя компания занимается покупкой и продажей прав на телефильмы и сериалы. Имеем офисы в Питере и в Москве. А что касается композиторского творчества и работы с Валерой Леонтьевым, то во многом это из-за моего многолетнего сотрудничества с Ильей Резником. К нему Валера обращался, ну а я подключался. Леонтьев - невероятный талант. Как же он переживал, что в начале карьеры его на ТВ долго не пускали. А когда пустили, то велели стоять на месте с микрофоном и не дергаться! А Валера же всегда по сцене любил скакать в своих невероятных нарядах.

- А что у вас на личном фронте?

- У меня были и официальные браки, и гражданские. От одного и второго - по дочке. Первая жена Людмила, которая родила Соню, работала администратором у Аркадия Райкина. А сотрудница «Интуриста» Наталья родила Машу. Я уже и дедушка давно. Внук Никита пробовал учиться в Праге, занимался там на подготовительных курсах, но, видно, гулял много и не сдал экзамены. А со своей третьей гражданской женой Марией познакомился 16 лет назад. Она на 34 года меня моложе - ей сейчас 44. Но снова стать отцом в моем возрасте за 70 уже как-то неловко.