Сыгравший звездные роли короля в «Золушке» и археолога в «Джентльменах удачи» актер Эраст Гарин (настоящая фамилия Герасимов) - покоится на Ваганьковском кладбище. Рядом похоронили его жену и ассистентку Хесю Локшину. Вместе с ней ученик Мейерхольда в качестве режиссера снял несколько прекрасных фильмов. В том числе «Принц и нищий», «Женитьба» и первую кинотрактовку «Обыкновенного чуда» Шварца. В свое время Гарин на шесть лет уходил от Хеси ради романа с молоденьким писателем-театроведом Любовью Рудневой (Фейгельман), которая, в отличие от бездетной супруги, родила актеру дочь Ольгу.
Гарин и Локшина поженились в 1922-м, когда обоим было по 20 лет. Вместе работали на сцене и на «Ленфильме». Но в середине 30-х годов их семейный и творческий дуэт распался. Причиной оказалась неверность Эраста Павловича, который то и дело ходил на сторону.
Например, его любовницей была актриса Мария Бабанова, с которой он сохранил теплые отношения навсегда. И потом снял ее в двух своих совместной с Хесей фильмах - «Докторе Калюжном» и в «Принце и нищем».
А в 32 года Гарин влюбился в 20-летнюю кокетку-литературоведа Любовь Рудневу. Девушка забеременела.
- Да, я родилась не в браке, но от безумной любви двух потрясающих людей, - делилась с «Экспресс газетой» дочь Рудневой-Фейгельман и Гарина - Ольга. - Шесть лет мама и папа прожили вместе, потом он вернулся к жене. И в конце жизни оказался у своего разбитого корыта, рядом с Хесей. Да и никакой она не режиссер, как ее представляют. Просто ассистент моего папы. К ней серьезно никто не относился. Только «принеси», «отнеси». В отличие от моей мамы это была немного ограниченная женщина. Решившая посвятить жизнь мужу. После возвращения моего отца Хеся его простила, но потом на всю жизнь для нее это была, конечно, боль. А для меня она злобная женщина, которая люто нас с мамой ненавидела.
Великомученица
Воспоминаний о Хесе Локшиной сохранилось немного. Одно из них приводил в своих мемуарах актер Валентин Гафт:
- Во время очередного съемочного дня в картине «Русский сувенир», где я играл французского певца, Эраст Павлович Гарин сказал мне: «Молодой человек, не сыграете ли вы у меня роль Ученого в пьесе «Тень», у меня артист запил». Пьесу эту я не читал, но сразу ответил: «Конечно, сыграю». Он говорит: «Давайте встретимся, поговорим. Приходите ко мне завтра домой».
И я, конечно, явился к нему. Помню, что мы шли к нему в кабинет через какие-то комнатки, комнатки, комнатки… И вот, проходя одну из них, я увидел слева какую-то полудетскую кровать, чуть ли не с сеткой, и там, о Боже, под простынкой, мне показалось, лежит мертвый человек. Простынка накрывала такое худющее-худющее тело, и безжизненная головка усопшей повисла с кровати. Абсолютный морг. Я прошел в кабинет, не понимая, как Эраст Павлович не обратил на это внимания. Это была его жена Хеся, знаменитая его помощница, мастер дубляжа. Мы сели, он стал рассказывать о Мейерхольде, о «Тени», о роли, но мне все время хотелось сказать: «Знаете, Эраст Павлович, по-моему, у вас там в соседней комнате случилось несчастье».
…Впоследствии выяснилось, что Хеся всегда так выглядела, и все было нормально, она просто крепко спала… Естественно, Гарин не явился ни на одну репетицию, а репетировала со мной Хеся, которой я очень не понравился.
А вот что писал про супругов в своем дневнике драматург Евгений Шварц:
- Про Гарина нельзя рассказывать, не сказав ничего о Хесе, тощей, словно великомученица. С подозрительностью и мнительностью… С великодушием и добротой. Она дрожит над Эрастом, мучается.
- Хеся и Эраст не могли жить друг без друга, - вспоминал народный артист Борис Андреев. - Она часто болела, лежала в больницах, и в эти дни можно было ощутить, кем была Локшина для Гарина. Он сникал, худел, мрачнел, старел на глазах, обрастал бородой, делался мятым и даже злюкой с глазами, полными тревоги и печали. Когда он ушел из жизни, Хеся сгорела очень быстро. Без Эраста она стала потерянной, через два года ушла к нему.
Источник фото: Личный архив,Кадры из фильмов