Режиссёр «греховного» фильма с Олегом Меньшиковым решил принять православие
Самого мастера прославили картины «Дюба-дюба», «Умирать легко», «Кармен» и другие. Накануне 60-летнего юбилея Александр Федорович пригласил нас в Дом ветеранов кино. Туда ХВАН переехал около года назад, не потянув съемное жилье в Москве.
Сейчас Александр Хван ютится в комнатке с письменным столом, двуспальной кроватью, холодильником и кучей неразобранных коробок. Но режиссер не жалуется - крыша над головой есть и ладно. Перед встречей с ним автор этих строк позвонила Хвану, чтобы узнать, что купить к чаю. Александр Федорович крайне вежливо попросил привезти лучше пачку сигарет. Привезла две, «крепких». К концу нашего разговора от них почти ничего не осталось.
- Я еще с 96 года, после развода с первой женой, живу на съемных квартирах. И вполне к этому привык, - начал рассказ постановщик. - Работы с начала прошлого года у меня почти не было, поэтому и платить арендаторам нечем. Вот и переехал сюда. За комнату надо отдавать по 30 тысяч в месяц, и то, как члену Союза кинематографистов. Сейчас вот задерживаю оплату - долга накопилось уже на 100 тысяч. Конечно, меня готовы терпеть и ждать. Как только появится новый проект - сразу расплачусь.
- Родные вас не поддерживают?
- Одна газета недавно собиралась раздуть из этой истории скандал. Мол, пожилой режиссер остался на улице без помощи родственников. На самом деле все иначе. Мне здесь очень комфортно - мало с кем нужно общаться. А я люблю уединение. У меня тут, в общем-то, всего один товарищ - бывший главред «Ленфильма» и сценарист Михаил Коновальчук. Его молодая жена была вторым режиссером на моем последнем проекте. Она молдаванка и гражданка Румынии. Из-за этого у нее проблемы с московской пропиской.
- Почему сейчас сидите без работы?
- У меня в жизни было два таких провальных периода. Первый - после кризиса 98-го, когда картины перестали запускать вообще. В тот год я просто валялся в кровати, курил и должал за съемную квартиру. Но потом на РЕН ТВ появился проект «Черная комната», для которого я снял две новеллы - «Клеопатра», в которой дебютировал Игорь Петренко, и «Ведьма». После наступило счастливое время: денежная работа шла одна за другой, у меня появилась молодая супруга, ребенок родился… Но в начале 2016-го все опять свернулось.
- В подобных ситуациях впадаете в депрессию?
- Начинаю болеть. Прошлой зимой у меня вдруг началась гипертония и даже ноги стали отказывать. Попал в больницу, где назначили серьезное лечение. Хотя к врачам ходить не люблю. Но меня заставил Союз кинематографистов, который все оплатил, за что я крайне благодарен. Удивительное дело: как только появился мой последний на данный момент проект «Сын» для ТВЦ, который покажут в середине января, болезнь как рукой сняло. Так что работа - это лекарство.
- Кто снимался у вас в «Сыне»?
- Главную роль сыграл Алексей Макаров. Правда, поначалу продюсеры бунтовали, что он может запить и сорвать съемки или просто не приехать. Но я с Лешей уже работал - все было отлично, без эксцессов. К тому же, прочитав сценарий, он так захотел у меня играть, что даже скостил треть своего гонорара. Вот с кем мы намучились, так это с Марком Рудинштейном. Оказалось, он совершенно не способен запомнить текст. Пришлось использовать суфлер. Более того, в фильме Марк заговорит моим голосом, потому что тот совершенно не умеет озвучивать.
«Дрянь хорошая, дрянь плохая»
- Как вы относитесь к критике своих проектов?
- Нормально. Просто делю критиков на умных и глупых. Скажем, однажды Виктор Матизен написал очень плохую, ругательную рецензию на «Дюба-дюба». Как-то мы случайно встретились, и я сделал ему всего лишь одно замечание: «Ты имеешь права на такую точку зрения, только вот этот эпитет совершенно ни к чему». Он потом признался, что был поражен моей реакцией. Думал, что я драться полезу, а я лишь указал на стилистическую ошибку. Кстати, во время монтажа «Дюбы…» я покрестился в православие.
- Кто вас к этому подтолкнул?
- Это было собственное желание. Меня свели с очень крупным на тот момент иерархом церкви отцом Иоанном. Я предложил ему посмотреть «Дюбу…» и другой мой фильм «Доминус», чтобы потом покаяться. Мне казалось, что этими картинами я нагрешил. И даже думал, что отец Иоанн предаст меня анафеме. А он подарил свою книгу с подписью: «Гениальному художнику». «Как же так, батюшка?» - удивился я. «Важны не те страсти, которые вы применяете в кино, а то, во что их переплавляете», - мудро ответил он.
- В «Дюба-дюба» главную роль сыграл Олег Меньшиков.
- Я не был с ним знаком до съемок. Посмотрел его работы, пригласил на пробы и утвердил. А вот Александру Домогарову пришлось отказать, из-за чего он на меня обиделся. Сценарий фильма, написанный молодыми драматургами Петром Луциком и Алексеем Саморядовым, автобиографичен. У Саморядова, как и в картине, случился роман с девушкой, которая сидела в тюрьме. Он долго с ней переписывался и строил в голове планы побега. А съемки у нас шли легко и непринужденно. Особенно сцена убийства героя Меньшикова. По сценарию, ему втыкали в грудь нож, а когда вынимали, изо рта Олега сочилась кровавая пена. Ее мы сделали из взбитых яичных белков и вишневого сока. Меньшикову пришлось держать эту гадость во рту. А чтобы из-под ножа вытекала «струйка крови», мы использовали тот же вишневый сок, трубочку и силиконовую грушу. Но в первом дубле я нажал на грушу не вовремя, и «кровь» пролилась раньше, чем нож вошел в Меньшикова.
- Чаще всего вы снимали Оксану Фандеру. Она ваша муза?
- С Оксаной мы давным-давно шапочно познакомились на «Кинотавре». Главная женская роль в фильме «Дрянь хорошая, дрянь плохая» изначально писалась для Наташи Петровой. Но я засомневался. Тогда Рамиль Сабитов посоветовал мне Фандеру. Она великолепная актриса. Жаль, что одно время Оксану не снимали, безосновательно считая ее бездарной красоткой. Сейчас мы большие друзья.
- А бывшая жена Владимира Вдовиченкова - Ольга Филиппова?
- О, Оля - мое детище! Роль в ленте «Кармен» стала ее дебютом. С актрисой пришлось много работать, по-настоящему «дрессировать». Ведь у нее не было ни опыта, ни актерского образования. Но брать другую не хотелось - Филиппова абсолютно подходила по типажу. В жизни Ольга достаточно медленный человек. Я заставлял ее говорить в два раза быстрее, чем она привыкла. «Я не могу, это скороговорка какая-то!» - сетовала Филиппова. Но в результате сыграла, как надо. И с тех пор выросла как актриса.
- Эротическая сцена в ванной в «Кармен» больше похожа на изнасилование. Как уговорили Филиппову на такое?
- Мы снимали ее уже в конце, когда Оля мне доверяла. Сделать такую откровенную сцену секса-драки мне показалось необходимым. Хотя обычно избегаю подобного. Перед съемкой я показал Филипповой сцену секса из фильма «Почтальон всегда звонит дважды» с Джессикой Лэнг и Джеком Николсоном и спросил: «Как думаешь, стыдно было актрисе сниматься?» - «Нет, конечно!» - ответила она. Когда я сказал, что мы будем делать что-то похожее, она расслабилась. Хотя не сразу согласилась полностью раздеться и особенно на то, что Игорь Петренко сорвет с нее трусики. А он, к слову, спокойно все сыграл. Даже несмотря на то, что в одном дубле на общем плане с него слетели брюки и в кадре появилась его белая задница. Группа тогда грохнула, все заржали.
- Случались у вас романы со своими актрисами?
- Главная героиня, естественно, должна привлекать режиссера как женщина. Но у меня принцип - с артистками ничего личного. Правда, пару раз я его нарушил. Даже ушел от первой жены к одной актрисе. Стал с ней жить. Но уже через год мы катастрофически поссорились и разбежались, ненавидя друг друга. Спустя много лет кастинг-директор прислал мне ее на эпизодическую роль. Я был в ужасе. Но мы встретились как старые знакомые и даже поцеловались. Она прекрасно отработала, очень вежливо себя вела. Я даже увеличил ей роль. А в другом проекте дал главную. Теперь мы замечательно общаемся.
Сладкие ножки
- У вас за плечами два брака. Как познакомились с первой женой Еленой Астафьевой?
- Во ВГИКе. Она училась на актрису, я на режиссера. Но у нас была совмещенная мастерская. На Лену я сразу обратил внимание. Потом вдруг обнаружилось, что у нас совпадают дни рождения. Мы подружились. Она оказалась единственной женщиной, которую я добивался. Остальные сами падали ко мне в объятия. После спектакля в «Современнике», на ступеньках, я признался ей в чувствах и убежал. Нам было по 18 лет, что вы хотите. Ко мне тогда даже парни клеились. Однажды после занятий танцами в институте подошел студент-азербайджанец со старшего курса и прошептал на ухо: «Какие у тебя сладкие ножки».
- А как все-таки сблизились с Леной?
- Полгода она избегала контактов со мной. Но как режиссер я все время привлекал ее в свои отрывки. В конце концов она сдалась. Финальный экзамен третьего курса по марксистско-ленинской философии выпал на самый разгар нашего медового месяца. Я не знал ничего! И жили мы, в общем-то, счастливо. Хотя меня, провинциала, многие подозревали, что я женился на москвичке из-за прописки, но я об этом даже не думал.
Приступая к съемкам «Дюбы-дюбы», я даже придумал для нее роль проститутки. Мы месяц снимали в Крыму сцены с участием Лены. Но в какой-то момент я понял, что эту линию надо убрать. Жена на меня дико обиделась.
- А со второй супругой, переводчицей с английского Александрой Яковлевой, почему не сложилось?
- В быту я неудобен. Часто бодрствую по ночам - читаю или смотрю что-нибудь. А Саша очень чутко спит, и мои посиделки после полуночи ее раздражали. К тому же, привыкнув командовать на съемочной площадке, я так же командую в жизни. Всегда удивляюсь, если меня не слушают и не подчиняются. В общем, прожив десять лет, мы расстались. Саша вместе с нашим сыном Игнатом переехала в Питер, откуда я ее в свое время забрал. Теперь с ребенком удается видеться редко, и я очень переживаю из-за этого.
- Он унаследовал от вас творческую жилку?
- Замечательно рисует. Зуб даю, что Игнат станет талантливым художником. А мой старший сын от Лены Астафьевой работает инженером, конструирует фюзеляжи летательных аппаратов.
- Кстати, о творчестве. Вы же не только режиссер, но и как актер работаете в кино.
- Ну, это счастливые случаи. У меня специфическая внешность, поэтому зовут на небольшие роли этнических персонажей. Изображал и китайцев, и вьетнамцев, и японского генерала, и тайского императора. Я и в своих картинах стараюсь всегда сняться.
- А проблем из-за внешности никогда не возникало?
- Однажды, когда жил в Питере и поздно возвращался домой, меня остановила компания скинхедов. «Ты кто по нации?», - спрашивает их главный. «Не видишь, что ли, еврей!», - ответил я. Они заржали, и мы разошлись. Я кстати правду сказал - по маминой линии я еврей наполовину.
Прикинь!
- Вместе с актером и режиссером Евгением Ермаковым Александр Хван планирует снять фильм-антиутопию «Чебоксары 2080». В столице Чувашии Александр Федорович появился на свет и окончил школу. Там же ему предлагали занять пост министра культуры. Отказался, поскольку в Чебоксарах нет киностудии. В родном городе, где похоронены родители, он не был уже восемь лет.
*Организация запрещена на территории РФ