Почему Доронина обзывала жену Сергея Юрского неполноценной
Особенная речь
Со студенческих лет Тенякову преследует комплекс актрисы с дефектами речи. Она родилась в Ленинграде и окончила там Институт театра, музыки и кинематографии. Потом играла в Большом драмтеатре (БДТ). А дебютом Натальи Максимовны на экране стал фильм «Старшая сестра», где ее партнершей была тогдашняя коллега по сцене Татьяна Доронина.
- Чиновники мне прямо сказали про Наташу, что у нее рот полон каши, - вспоминал режиссер ленты Георгий Натансон, объясняя, каких трудов ему стоило утвердить Тенякову.
Сама она от постановщика отмахивалась словами, что до этого не утвердили ни одну пробу с ее участием, а лишь бесконечно критиковали. Но Натансон добился своего.
Диктат сильной соперницы
С Дорониной в «Старшей сестре» Теняковой пришлось нелегко. Та постоянно подчеркивала свое превосходство: и женское, и актерское. И Наталья скрепя сердце подчинялась диктату Татьяны.
Вторая стычка их ждала в 1988-м, когда обе уже жили в Москве. Тогда Олег Ефремов переманил Тенякову в Московский Художественный театр на роли Дорониной. А Татьяна Васильевна, разделив труппу на два лагеря, создала МХАТ им. Горького, который и возглавила. И время от времени называла Тенякову неполноценной актрисой.
Вечно вторая
Педагог Теняковой в театральном институте Борис Зон всю жизнь выделял другую свою ученицу - Зинаиду Шарко. Существует легенда, что когда Шарко, гуляя по Летнему саду Петербурга, встречала там Зона, он каждый раз рассказывал ей про Наталью и подчеркивал:
- Тенякова способная, но, конечно, не такая талантливая, как ты.
Эти сравнения и мнение преподавателей, что они очень похожи внешне, изводили нашу героиню. В итоге, когда Тенякова пришла работать в БДТ и встретила там тогдашнего мужа Шарко Сергея Юрского, решила его увести. И свой план осуществила.
Тогда и сама Наталья была не свободна. Жила в браке с режиссером Львом Додиным, ее однокурсником.
- Когда я поняла, что меня ударило, я пришла и честно призналась Леве: «Прости, но я влюбилась», - вспоминала Наталья Максимовна. - Он побледнел и спросил: «Боже, в кого?» Я ответила: «В Юрского». Лева облегченно вздохнул: «Слава богу! Ты б еще влюбилась в Иисуса Христа!»
Сергея Юрьевича в его окружении всегда считали едва ли не святым.
Что же касается Теняковой, то в истории отечественного искусства она все равно осталась второй после Шарко. Как по таланту, так и по выбору Юрского.
Супружеский контроль
Несмотря на то что Тенякова и Юрский прожили в браке более 40 лет и были счастливой парой, она всегда держала руку на пульсе. Если кто-то звонил, первая брала трубку и тщательно выясняла - по какому вопросу ищут ее супруга.
Мужа она всегда называла только по фамилии, которую взяла и сама. Хотя от рождения тот был Жихаревым. А псевдоним Юрский перешел в наследство от отца - артиста эстрады, который в разные годы руководил Московским цирком на Цветном бульваре и Ленконцертом.
Рюмочка как допинг
Лет 20 назад Наталья Максимовна была не прочь выпить. Особенно в тот период, когда театром руководил большой любитель этого дела Олег Ефремов.
- Тогда я должен был ставить спектакль с Теняковой, - вспоминал режиссер и завлит МХТ им. Чехова Николай Шейко. - Мы начали репетировать, но с ней работать не смог. У Теняковой из-за выпивки начинались перепады в настроении. Так бывает с пьющими. В результате я отказался от постановки.
Безумная мать
Актриса Дарья Юрская - поздняя и единственная дочь Теняковой. Она родила ее в 30 лет. Коллега обеих Игорь Верник еще при жизни Сергея Юрского подмечал:
- Наталья Максимовна растворяется в дочери. Только о ней, а еще о внуках, и говорит. Гораздо больше, чем о муже.
- Однажды Дашу сбила машина. Перед самым моим спектаклем, - делилась Тенякова. - Ее отвезли в Склифосовского, всю переломанную. И я играла. Мне потом сказали, что я никогда так хорошо не играла. А я не помню. Мне, конечно, вкололи что-то, чтоб держалась. Актер Володя Кашпур по роли должен был говорить: «Дашенька, дочка моя, вам кланялась». Ему строго-настрого запретили произносить это имя. И когда он заменил «Дашеньку» на «Машеньку», мне стало еще хуже.
Боязнь старости
Бойкую бабу Шуру в комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби» она сыграла в 40 лет. Долго отказывалась со словами: «Вы что, старуху из меня сделать хотите?» В результате в пластическом гриме исполнила свою лучшую роль. Но после снималась крайне мало. Не хотела еще раз выглядеть на экране старше своих лет. Со временем у нее даже возник страх перед камерой. Актриса не любит и фотографироваться. Зато ей нравится, когда молодые партнеры называют ее «Наташечка».