«Я бы дал бразды правления «Ленкомом» Саше»: за Захарову, которую лишили ролей, вступился коллега
«У людей улетает крыша — и не вернешь»
«Актерская профессия очень опасная. Она калечит физически, морально. У людей улетает крыша — и не вернешь, улетит, и не заметишь», — делилась как-то Захарова.
Тем не менее, актрисой она остается уже пятый десяток лет. В одном из интервью Александра объясняла:
«Эта профессия посильнее любого наркотика — уйти, бросить, отказаться от нее почти невозможно».
Что заставило Захарову, окончив знаменитую «Щуку», прийти служить именно в театр под руководством отца? Сама дочь Марка Анатольевича объясняла, что с детства была свидетелем творческих споров между папой и его близкими друзьями:
«И слушая их споры, мне всегда хотелось играть в театре Марка Захарова, и именно в его спектаклях».
Служить в «Ленкоме» Александра начала в 1983-м. Через три года появилась на сцене в «Гамлете» — в роли Офелии. А потом началось этакое безвеременье, о котором Захарова часто рассказывает.
«После роли Офелии я целых 10 лет ходила в массовке. И смотрела, как играют большие актеры. Написала заявление, что больше не могу. Хитрый папа вывел меня из одной массовки, и сразу ввел в другую», — утверждала Александра Марковна.
Ведущей актрисой «Ленкома» она со временем все-таки стала.
«Догнать последний вагон уходящего поезда»
В то время как в театре отца она продолжала «ходить в массовке», в кино Захарова сыграла роль, которую действительно заметили. «Криминальный талант» вышел на экраны в 1989-м. И кто бы что ни говорил сегодня, этот фильм действительно можно было назвать событием.
Почему же в кинематографе Александра осталась недораскрытой и недооцененной? Ведь после роли в криминальной драме Сергея Ашкинази казалось, что к артистке выстроится целая очередь из режиссеров.
Сама Захарова говорит об этом с философскими интонациями:
«Криминальный талант» был попыткой догнать последний вагон уходящего поезда. Под поездом я имею в виду отечественное кино, которое в 1990-х практически умерло. За роль Саши Рукояткиной меня зауважали даже те, кто раньше поглядывал в мою сторону скептически. И мне не хотелось лишиться этого уважения, снявшись в какой-нибудь ерунде. Зато театр жил, жил бурно, интересно, хотя временами и непросто».
Однако время от времени сниматься Александра продолжала. Последняя отметка в ее фильмографии датирована 2014-м годом — фильм-спектакль «Небесные странники».
«Жизнь меняется, это нормально. Достаточно просто принять факт: время, обстоятельства и возраст меняют человека, делают его другим», — говорила Захарова журналистам.
«Заступиться некому»
После смерти Марка Захарова пять лет назад между Александрой и руководством «Ленкома» возникло противостояние, которое вылилось в открытый конфликт. И у актрисы теперь есть причины жаловаться на невостребованность.
Совсем недавно на эту тему высказался актер и блогер Станислав Садальский. Он принял участие в презентации книги Марка Захарова, которую издала его дочь.
«Книг не хватило, раскупили все. Саша Захарова блистательно провела встречу, какая же она умница. Будь я министром культуры, я бы дал бразды правления «Ленкомом» Саше. Это преданный родному театру человек, умный, тактичный, талантливый. Хотя в отцовском театре ее сняли со всех спектаклей, крайне редко Саша теперь играет только в «Вишневом саде». Заступиться некому. Марка Захарова больше нет», — написал Садальский в своем блоге.