Ирма Сохадзе: В будущего мужа влюбилась в 15 лет!

50 лет назад «Оранжевая песня» в одночасье покорила всю страну

50 лет назад «Оранжевая песня» в одночасье покорила всю страну

В СCCР не знали слова «хит» и просто бесконечно крутили «Оранжевую песню» в конце 60-х по радио, исполняли на детских утренниках и во «взрослых» концертах. Ее пели буквально все. И все же голос самой восьмилетней Ирмы СОХАДЗЕ нельзя было спутать ни с чьим. Его узнавали сразу - удивительная лиричность и поразительные для ребенка профессиональные интонации.

Ирма Сохадзе живет с супругом в Тбилиси, в уютно обставленной трехкомнатной квартире. У них две замужние дочери и двое внуков. Говорит, грех жаловаться на судьбу. Она добилась в жизни почти всего, чего хотела. Почему «почти»? О чем мечтала маленькая Ирма? Что испытала, став такой популярной? Об этом певица, звезду которой открыли недавно у здания Тбилисской филармонии, рассказала в интервью «Экспресс газете».- Говорят, вы начали петь в двухлетнем возрасте.- Да. Пела итальянские песни, поскольку мой дядя был большим поклонником итальянской эстрады и у нас в доме все время звучали итальянские мелодии. Музыкантов-профессионалов в семье не было: мама - лингвист, отец - инженер. Но в Грузии почти все на редкость музыкальны. Услышав мое пение, родные решили, что у ребенка природный дар, и стали всяческие его развивать. Помню, хором напевали мне какие-то мелодии, подпевали. Именно тогда меня, совсем крошку, заметил руководитель джаз-оркестра Грузинского политехнического института Сосо Тугуши, и уже в четыре года моя песня прозвучала на Грузинском телевидении.

Певица по-прежнему выглядит прекрасно

- Можно сказать, вы сначала запели, а потом научились говорить...- Примерно одновременно (смеется). Я стала солисткой у Тугуши, и, хотя оркестр считался самодеятельным, из него вышли многие известные грузинские исполнители. А затем были ВИА «Реро» и «Оранжевая песня».- «Оранжевая песня» популярна и сегодня. Она как бы возвращает в детство людей старшего и среднего поколений, живших в СССР. А как состоялась премьера?- Мне было всего восемь. Константин Певзнер, художественный руководитель ансамбля «Реро», специально для меня придумал мелодию и аранжировал ее, а стихи написал Аркадий Арканов. Думаю, песенка была обречена стать популярной, она такая добрая! Понятно, все вокруг не может быть оранжевым, но ведь это удивительный и загадочный мир ребенка. Счастливого ребенка! Уже на следующий день ее пели повсюду. Когда в прошлом году я исполняла ее в Москве вместе с «Вивальди-оркестром» в Зале им. Чайковского, зрители встали и запели вместе со мной. Трудно описать, как я была счастлива!- «Оранжевую песню» исполняли такие суперзвезды, как Пугачева.- Не только Алла Пугачева, но и Марина Влади со своими сестрами, другие известные исполнители - всех и не припомнишь.

Ирма СОХАДЗЕ

Открыла талант Дианы Гурцкая

- Говорят, именно вы вывели Диану Гурцкая на эстраду.- Она училась в гимназии для незрячих. Там проходил творческий конкурс, а я была в жюри. Вышла девочка и спела песню, которую я написала после трагических событий в Тбилиси 9 апреля 1989 года. Я не удержалась, пришла за кулисы, представилась. Девочка была готова прыгать от счастья, что познакомилась с автором. А мне так понравилось ее исполнение, что я предложила выступить вместе на сцене филармонии. Там мы впервые спели дуэтом мою песню. Потом Диана говорила, что это я ее заразила сценой. Она заслужила популярность и как профессионал, и как личность.- Часто люди, прославившиеся в юном возрасте, потом куда-то пропадают. Вам удалось остаться на сцене.- Просто я взрослела и менялась. Что касается «Оранжевой песни», она до сих пор в моем репертуаре. Стоит запеть, и сразу - а, так это та самая «оранжевая девочка»! На самом деле я уже «оранжевая бабушка», но возникает ощущение, будто ничего не изменилось.

Ирма СОХАДЗЕ готова давать по три концерта в день

Чувство - на всю жизнь!

- Вы очень привлекательная женщина. Может, это и парадоксально, но, когда нет отбоя от поклонников, личная жизнь часто складывается непросто.- Да, поклонников действительно было много, но никто из них не создавал мне проблем. Ну, а личная жизнь... Кому-то она покажется очень прозаичной (смеется), но, наверное, именно в такой простоте можно по-настоящему обрести счастье... С будущим супругом я познакомилась в 15 лет. Через три года мы поженились и уже почти 40 лет вместе. До Реваза я ни в кого не влюблялась, а после мне ни разу не захотелось. У нас с Резо две дочери и два внука. Старшая, Саломе, живет в Праге, она журналист, младшая Ната - в Тбилиси, работает в Министерстве образования. Недавно внук Нодарчик объяснился мне в любви. Это было так мило!

Реваз и Ирма вместе уже почти 40 лет

- У вас одна квартира?- А зачем нам больше? Мы обитаем в очень комфортабельном и красивом районе Сабуртало, а выросла я в Ваке, который считается в городе самым престижным. Там по-прежнему живут мои родители.- Вы богаты?- Не очень. Хотя грех жаловаться, особенно если сравнивать с большинством жителей Грузии. Зато я всегда занималась любимым делом. Постоянной работы у меня нет - устраиваю концерты, пишу песни. Для человека творческого - это главное. Зачем быть привязанным к какому-то креслу? Освободившись, начинаешь больше ценить время, которое летит незаметно.

Свадебное фото из далекого 1974 года

Ушла с работы из-за Саакашвили

- Никогда не хотелось стать оперной дивой? У вас ведь за плечами классическое музыкальное образование.- Известная грузинская оперная певица Вера Давыдова советовала мне всерьез заняться классическим вокалом, сулив большие успехи. Однако я слишком долго раздумывала, а потом стало поздно. К тому же петь в опере, быть к ней привязанной... Нет, я к этому не приспособлена. Люблю независимость, свой дом, мужа, детей.- Это главная причина?- Нет, конечно, причин много. Когда ты с детства успешен, трудно что-то менять. Хотя если быть предельно откровенной, это единственное, о чем я иногда сожалею. - Насколько мне известно, вы все-таки были привязаны...- Вы правы, я 25 лет проработала на Грузинском телевидении. Прошла путь от младшего редактора до руководителя отдела и заместителя генерального директора. Но после победы Михаила Саакашвили в политику пришли новые люди. И на телевидение тоже. Они сказали: все, кто работал на государственном телевидении, нам не нужны. И те, кому за сорок, тоже. Уйдя, долго тосковала - конечно, не по должности. Не исключено, что еще вернусь, но только с программой, которая по-настоящему тронет и мою душу, и душу зрителя.Вообще-то я сейчас в очень хорошей форме. Могу давать по три концерта в день. Даже не знаю, с чем связано такое физическое состояние. Однако понимаю, подъем будет продолжаться максимум несколько лет. Я человек очень требовательный и не стану петь, если голос перестанет звучать так, как хочу. Поэтому многое надо успеть, и будет обидно, если помешают политические мотивы. Преступно, когда политика бесцеремонно вторгается в сферу культуры.

Маленькая Ирма покорила весь Советский Союз (1964 г.)

- Тогда как вы относитесь к деятелям культуры, которые активно включаются в политические процессы?- Честно говоря, я сама принимала участие в таких процессах и не могу сказать, что я человек аполитичный. Возможно, при других обстоятельствах я бы вела себя иначе, но, когда политика напрямую касается всех нас, у каждого должна быть четкая гражданская позиция. Поэтому приветствую, если деятели культуры открыто ее выражают. Плохо, если при этом преследуются корыстные цели. Когда Георгий Маргвелашвили баллотировался на пост президента Грузии, я поддерживала его, как могла. Конечно, совершенно безвозмездно. Не хватало еще, чтобы кто-то обвинил Ирму Сохадзе в том, что ее подкупили! Искренне стараюсь объяснить людям, что хорошо, а что - плохо. Когда мы не в состоянии отличить качественное от некачественного, порядочного человека от мерзавца, все переворачивается с ног на голову. Большинство наших проблем именно от этого. Хороший вкус - тоже вопрос политический.- Что, по-вашему, счастье?- Счастье - это когда тебя понимают. И я очень счастливый человек! Меня окружают люди, которые мне бесконечно дороги - родные, друзья. Меня узнают на улице и говорят, что любят. Когда молюсь в церкви, иногда думаю, а ведь мне нечего просить у Бога лично для себя. Наверное, в плане карьеры можно было добиться большего, но тогда пришлось бы пожертвовать чем-то, например семьей. К тому же это уже гордыня, а гордыня - грех.

А еще был случайПосле исполнения Ирмой Сохадзе в 1964 году «Оранжевой песни» по Тбилиси поползли слухи, что юную певицу похитили бандиты и требуют огромный выкуп. Жители с негодованием обсуждали эту тему, проклиная похитителей. К счастью, слух оказался выдумкой.