«Оживший» в «Манюне» Юрий Никулин переиграл Петросяна
Идея с оживляжем Никулина в свое время вызвала шквал эмоций в соцсетях.
- Отберите у Андеасянов камеру. Оставьте в покое советского артиста! - негодовали потенциальные зрители и называли происходящее кощунством.
Но братья, само собой, успешно довели задуманное до конца.
Армянская Карлсониха
Около 20 лет назад еще молодая и аполитичная Наринэ Абгарян переехала в Москву из армянского города Берд и столкнулась с кучей проблем. Искала жилье, меняла работы, узнала о своем диагнозе «рассеянный склероз» и, чтобы отвлечься от проблем, занялась писательством.
В итоге ее истории из детства очень быстро стали чуть ли не мировым бестселлером. Это что-то вроде «Малыша и Карлсона» в армянском колорите. С той разницей, что в роли Малыша выступает прототип автора, застенчивая девочка Наринэ, а Карлсон - это ее соседка, рыжеволосая Манюня. Вдвоем девочки доводят своими выходками Ба, помесь домомучительницы и бабушки из «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева.
Первыми экранизировали книгу Сарик и Гевонд Андреасяны. Явленное три года назад зрелище всеми силами кричало, что ваяли, как бабушкины пирожки: тяп-ляп - и готово. Слабый сценарий, плохие диалоги, невнятная игра актеров. Пуще всего зрителей возмутил закадровый текст, который не совпадал с тем, что показывают. Для кино сюжет изменили, а закадровый текст оставили по оригинальному произведению Абгарян.
И тем не менее фильм зашел. В числе его сильных сторон критики отметили хороший кастинг и колоритные виды Армении.
Осторожно, армянки!
На сей раз Армении в кадре нет. Действие происходит в Москве начала 80-ых, куда строгая Ба (Джульетта Степанян) привозит «трех дегенераток», как она ласково называет внучку Машу (Екатерина Темнова) и сестренок Наринэ (Карина Каграманян) и Каринэ (Карина Мнацаканян).
«Ветерана неудавшейся личной жизни» (так бабуля именует самое себя) встречает пожилой хахаль Григорий Савельевич в исполнении Евгения Петросяна. Когда-то в прошлом Ба отвергла его ухаживания, поскольку он подарил ей не те цветы. Но старые чувства еще живы, поэтому дед любезно селит армянских гостей в своем бардаке.
Далее действие разворачивается примерно как в мультфильме «Осторожно, обезьянки!»: юные армяночки носятся по российской столице, попадая в неправдоподобные приключения. А Петросян со Степанян также сломя голову носятся следом, попутно озвучивая шутки из доисторических фильмов.
Не клоун, а серьезный человек
Для 78-летнего человека Петросян демонстрирует хорошую двигательную активность: шустро передвигается в кадре и даже энергично перебирает ножками, изображая на потеху гостям балерину Большого театра.
Те, кто следит за жизнью смехача, наверное, порадуются эпизоду, в котором молодой Петросян делает предложение молодой Розочке: бабуля как две капли воды похожа на нынешнюю супругу Ваганыча.
Но, правду сказать, на эстраде и со Степаненко комик все же смотрелся куда убедительнее. Взаимодействия с кинопартнершей не получилось. Петросян не играет, а просто озвучивает шутки, которых, очевидно, мало, и поэтому их повторяют по нескольку раз. Чемпион по повторам - шутка про то, что герой Ваганыча - серьезный человек, а не какой-нибудь клоун.
Периодически юморист изрекает слегка переиначенные мемы из советских фильмов, вроде «деточка, мне щас не до конфеточки» и «Розочка, не неврастенируй».
Вишенка на тортике - некие намеки на личную жизнь самого Петросяна. Например, в одном из эпизодов Григорий Савельевич сетует, что не давал жить своей дочке, поэтому она уехала от него «куда подальше».
- Себя имеет в виду, - со знанием дела прошептала мне пожилая зрительница и, возможно, не ошиблась.
Дочь комика, Викторина Петросянц, действительно не общается с отцом и живет в США. Правда, причиной разлада стал вовсе не суровый норов батяни, а его матримониальное счастье. 50-с-гаком-летнюю Викторину сильно не порадовало рождение брата Вагаши, а уж как она отреагировала на появление сестренки Моти, одному Богу известно.
Кощунство или украшение?
И все-таки главной звездой фильма стал Юрий Никулин. В трейлерах образ актера не появился: Андреасянам нельзя было юзать образ Юрия Владимировича в рекламных целях. Однако зрители, конечно, знали о готовящемся сюрпризе и, после всех развернувшихся баталий, с нетерпением его ждали.
К тому моменту, когда три армянские юницы проникают в Цирк на Цветном бульваре, шутки порядком поистощились, поэтому главный гэг локации держался на советских панталонах.
Девочки бегают по всему цирку от толстой администраторши, та падает, у нее задирается юбка, и обозначается советское нижнее белье. Все смеются. Падение повторили несколько раз, но вовремя появившийся Никулин переключил внимание на себя и спас поднадоевшее зрелище.
Нейросеть трудилась над созданием его образа восемь месяцев и, надо сказать, впечатлила. Нейросетевой Никулин играет не хуже, а, возможно, даже лучше, чем Петросян. Пока технологии несовершенны: разница в картинке очень заметна, но лиха беда начало. В любом случае роль Никулина в фильме трудно переоценить. Фильму он, безусловно, оказался нужен. Но вот нужен ли был фильм самому Никулину и его светлой памяти?
Выходя из кинотеатра, отчетливее понимаешь, что звезду «женили» без его ведома. Никулин всегда тщательно выбирал роли и вряд ли согласился бы играть в «шедевре» Андреасянов.
Кстати, вопреки заявлениям создателей, это не первая «посмертная» роль Юрия Владимировича. Десять лет назад, уже после своей смерти, он появился в клипе Людмилы Гурченко «Хочешь». Причем клип стал последним у Людмилы Марковны: вскоре она умерла.
Видно, братья совсем не суеверные. А жаль.