Кинооператор Клименко: «Расставшаяся с Учителем Пересильд еле сдерживала тошноту»
- Юрий Викторович, как прошло торжество по поводу вашего юбилея?
- Глобального ничего не было. Собрались друзья, жена, дочка. Посидели. Я зануда. И никогда шикарно и масштабно не отмечал дни рождения.
- Как поняли, что хотите стать оператором?
- С детства фотографией увлекался, вот и понял. Но вначале на мехмате в родном Днепропетровске учился, а потом поехал в Москву и поступил во ВГИК. Попал на курс первоклассного оператора 40 - 60-х годов Бориса Волчека, папы Галины Волчек. Когда он нас выпустил, уже тяжело болел, а спустя несколько лет ушел из жизни. Простой и хлебосольный человек, жил в маленькой квартире в центре столицы, на Полянке. Но даже когда однажды мы целым курсом пришли к нему в гости, всех радушно принял.
- Ваша карьера стремительно развивалась?
- Тогда выпускников распределяли по студиям. Предполагалось, что нужно пять лет ассистентом у опытного оператора поработать, и далее тебе давали свою картину. А я сразу хотел самостоятельности, считая, что лучше не осваивать чужой опыт, а получать свой. Вскоре мне позвонили из Одессы и предложили снять детский фильм «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», что и сделал. А потом сам Сергей Параджанов позвал к себе на документальный фильм о скифском золоте, который в итоге закрыли. Я с Параджановым, еще будучи студентом, познакомился. У меня был приятель из Киева, и однажды мы там навещали режиссера у него дома. Параджанов всегда был смелым - что хотел, то и говорил. Любил шокировать, провоцировать и эпатировать людей. Он уже вышел из тюрьмы (по политическим мотивам был осужден по обвинению в однополых отношениях.), но оставался силен духом.
Подозрительная затея
- Много фильмов вы сняли с одним из главных ловеласов среди режиссеров Алексеем Учителем. В том числе стали оператором его картины «Край», где, как говорят, у женатого Алексея Ефимовича продолжался роман с исполнительницей главной роли Юлией Пересильд.
- Алексей - хороший и режиссер, и человек. Я и супругу его - продюсера Киру Саксаганскую - прекрасно знаю. В их отношения не надо лезть, это их жизнь. Алексей дотошный, работоспособный. А Юлия до «Края» на картине «Пленный» за два года до этого у Учителя работала, как и я.
- Действительно, к картине «Край» 2010 года уже родилась старшая дочка Пересильд и Учителя Анка, в прошлом году прославившаяся «Словом пацана»...
- Юлия - красивая женщина и очень хорошая актриса. А от помощи мэтра мало кто откажется. Сейчас очень много отличных актеров и совсем мало хороших режиссеров. Ей повезло - кроме таланта, появился и материал, где можно проявить себя. А ее космическую ленту «Вызов» я еще не видел, но моя супруга очень хвалила. Посмотрю. Но вообще к затее снимать в космосе относился подозрительно. Юля рассказывала, что основной ее задачей на орбите было не обрыгаться. Еле сдерживала тошноту. А Учитель со мной делился, что ездил встречать Юлию и видел, как спускается их корабль и как экипаж извлекали оттуда. Леша же запрещал ей сниматься в «Вызове». Но они уже к тому времени расстались, и она его не послушала.
Моральные вещи
- Как вам работалось со Станиславом Говорухиным?
- Слава - образец настоящего мужика. Человек не слова, а дела. После первой моей картины меня выгнали из операторов со словами, что снял плохо и стоит поработать ассистентом. И вот случайно в коридоре Одесской студии, где он уже считался ведущим режиссером, встречаю Говорухина. «Старик, что такой грустный? - спросил он. - Слышал о твоих проблемах. Не хочешь вместе со мной поработать?» И взял меня на свою «Контрабанду» в обход группы операторов. Пошел к директору и все уладил.
- А про другого своего, тоже ныне покойного, соавтора Сергея Соловьева что скажете?
- Мы с начала 80-х дружили. Наши дачи рядом находились, и Сережа, решив продать загородный дом, дочке моей подарил рояль, на котором когда-то его дочка Анна от Татьяны Друбич играла. Сейчас Аня взрослая, замужем, давно в США живет, стала отличным композитором. А Таня Друбич Соловьева и после их развода поддерживала, когда он перед кончиной тяжело болел. Он ее обожал всю жизнь, с ее 13 лет, когда впервые малышку увидел и пригласил к себе на картину. О моральных вещах этих ранних отношений, как вы понимаете, не мне судить. Сережа беспомощен в последние дни оказался. Просто переложить его с кровати на кровать и то была проблема. Плюс нанять медицинский персонал, постель перестелить, напоить, уложить, компресс сделать. И вдруг он решил отметить свой день рождения. Всех пригласил.
- Вы тоже пришли?
- Конечно. Таня его одела, посадила за стол. Костюм, кепка, очки, а сам как будто уже неживой. Мумия, а не человек. Даже к еде не притронулся. Но эмоционально он был счастлив увидеть друзей в последний раз, и Друбич это понимала. Изо всех сил старалась не давать ему чувствовать себя беспомощным стариком. Она не только красавица, но и интеллигентная, воспитанная и порядочная. Соловьев в свое время написал прекрасную книгу о себе, своих дамах. А «Анну Каренину» снял для Тани и, по сути, про нее. Обожаю, когда дворяне даже юных детей называли на «вы» и по имени-отчеству. А сейчас настало время Андреев Малаховых и Никит Высоцких, который в кино показал отца в непотребном виде. Это же он сценарий написал. Владимир Высоцкий - в первую очередь великий поэт и актер, а не наркоман, изменявший жене. Но, видно, такой был заказ от канала, и его исполнили. Давать деньги, чтобы обосрать русскую культуру, в какой-то момент вошло в моду.
- Кого из мира кино вы считаете самым близким другом?
- Сашку Кайдановского. Мы случайно в детстве, в конце 50-х годов, в моем родном Днепропетровске, куда он приехал к тетке, познакомились. Когда спустя годы он стал актером и режиссером, а я оператором - опять встретились. Сняли три совместные картины. И уже до самой его смерти близко дружили. Он многократно женился и каждый раз на свадьбы меня приглашал. Но получалось так, что я оказывался в разъездах и ни на одно торжество не попал. Он обижался. А я со смехом замечал: «Сашка, сколько можно жениться! Кончай! Ну ничего, в следующий раз точно приду». А сам я только спустя 15 лет после смерти Кайдановского женился. Первый и, уверен, последний раз.
«Дочку иногда боюсь»
- Супруга вам, наверное, в дочки годится?
- Юлечке, она режиссер-документалист и родом из Нижнего Новгорода, 48 лет на днях исполнилось. Получается, на 32 года моложе. Вот такой я счастливчик. Она теперь мою фамилию носит. А нашей Ниночке скоро 11 будет. Дочка безумно на моего папу похожа: так же говорит, смотрит, думает. Я ее иногда просто боюсь. Жаль, с женой сразу не решились на второго ребенка. Тогда Нина не одна была бы у нас. Никаких тягот позднего отцовства не испытываю, только радость. А мои друзья со своими молодыми женами живут уже по 15-20 лет. А кто с ровесницами - быстро развелись. Возраст все-таки не индикатор крепкого брака.
- Как познакомились с Юлией?
- В 2000 году на картине Алексея Германа-старшего. Юля тогда как раз окончила у него высшие курсы режиссуры. Первые две недели мы притирались, а дальше уже разницы в возрасте и незаметно стало. Правда, иногда включаю заботливого папочку. Прошли годы, и я счастлив, что в ней не ошибся. У меня за жизнь, конечно, много было отношений с женщинами, но актрис среди них ни одной.
- С супругой вместе работали?
- Пока нет. Но если нужен мой совет как профессионала, конечно, я его дам. Но воспользуется она им или нет, ее дело. Мы с Юлей прежде всего друзья, и это самое важное. Да, я немолодой мужчина. Хожу, если надо, к врачу, в больницах лежу. Что делать? Это возраст, и его не изменить. Я несу не просто ответственность за свою семью, а некую жалость, что меня рано или поздно не станет, и им самим дальше жить придется. С дочкой много беседую, какие-то важные принципы ей доношу. В театр, консерваторию, музеи ходим, путешествовать любим. Сейчас Юля в командировку уехала, и у нас гостит моя теща, с внучкой сидит.