Елена Тонунц: «Для себя я родить могла, но не захотела»

Елена Константиновна сейчас редкий гость в кино

Летом 70-летие отметит Елена Тонунц (урожденная Кокалевская), которую называли одной из самых красивых актрис 80-х. Популярность ей принесли главная роль в телефильме-сказке о Шахерезаде и комедия с песнями Юрия Антонова «Берегите женщин», где Елена сыграла матроса буксира «Циклон» Галину. О неожиданных поворотах своей судьбы Тонунц рассказала «Экспресс газете».

- Елена Константиновна, уже приготовили себе подарок на грядущий юбилей?

- На днях была в Доме кино на премьере документально-игрового фильма «Лев Толстой. По ту сторону фотографий», где сыграла супругу и верного друга великого писателя. И лучшего подарка представить нельзя. Роль сложная, да и отношения Софьи Андреевны с ее гениальным мужем не были простыми. Впрочем, они соответствовали друг другу. Уже многие знают, что сцены салонов в «Войне и мире» писала сама Софья, потому что Толстой об этом плохо знал и в данном случае выступал как ее редактор. Она очень талантливой была, все его творения переписывала. Случалось, они друг другу больно делали, тем не менее столько лет прожили, вырастили детей и внуков. Лев Николаевич сбегал из дома на несколько дней, но отправлял жене письма, потому что они не могли друг без друга, просто срослись.

- Недавно исполнилось 40 лет киносказке о Шахерезаде. Как туда попали?

- Случайно. Создатели увидели мое фото в картотеке «Мосфильма», где я была с распущенными волосами. И вначале пробовали на роль принцессы. Но по сценарию она маленькая и худенькая. В мальчика переодевается, скачет, на копьях дерется. А у меня фигура совсем женственная. И в какой-то момент режиссер решил, что я подхожу на Шахерезаду. Мне шикарный парик из Японии заказали, надели чалму, и вот я - та самая волшебная рассказчица из восточных сказок. Мне говорили, что получить эту роль помогло мое лицо. Оно не выдает какой-то конкретной национальности и стало международным.  Кроме того, на площадке использовали прием, который сейчас в пластической хирургии применяют. Гримеры нам, актерам, уголки глаз поднимали, создавая эффект раскосости. Для этого на висках заплетали множество тонких косичек, которые потом завязывали узлом на затылке. Так омолодили даже Николая Крючкова, которому тогда 74 года было.

«И еще одна ночь Шахерезады…» (1984 г.) 

- Вы, кстати, к пластике как относитесь?

- Всегда ее очень боялась. Хотя и соблазнительно стать, скажем, на 20 лет моложе. Но никто не дает гарантии, что хуже не будет. Плюс непредсказуемы последствия для здоровья.

Общительные прибалты

- Судьба подарила вам встречи на съемках со многими суперзвездами. Какая работа особенно запомнилась?

- В середине 80-х снималась в картине «Искушение Дон Жуана». Главную роль исполнял прибалтийский мачо Ивар Калныньш, а слугу его героя играл Стас Садальский. Кроме того, в нашем отеле в Одессе жил и в другом фильме снимался Юозас Киселюс. Помните красавца из «Долгой дороги в дюнах»? Юозас в жизни оказался еще более замкнутым и тихим, чем на экране. Никогда не фонтанировал эмоционально и был человеком в себе. Но из-за его теплоты и лучезарности рядом с ним было очень хорошо. Еще прекрасно с нами проводил время главный герой из картины «Легенда о Тиле» Лембит Ульфсак. Он весельчак и отлично анекдоты рассказывал. Однажды у всех выпал свободный день. Я съездила на Привоз, накупила вкусностей, накрыла в номере и их пригласила. Так мы с моей коллегой по ленте Леной Финогеевой решили мой день рождения справить. Многие читали стихи, пели и потрясающий капустник устроили. Прибалты такие общительные, добрые, без звездной болезни.

- А от Садальского какие остались впечатления?

- Стас такой балагур, немного беспардонный, но честный. Правду-матку режет в глаза - все хорошее и плохое о тебе может сказать. Ему многие прощают слова, что ты плохо играешь или не так сегодня выглядишь. А в душе, конечно, любят. Он талантливый, обаятельный, популярный.

- В те годы и вы уже были знамениты?

- Да, успех ко мне пришел после «Берегите женщин». Кстати, там меня сначала утвердили на главную роль, а потом сказали, что Марина Шиманская сыграет. А ты, мол, любую другую героиню выбирай. Ну я и выбрала комсорга Галю. Кстати, реальный муж Шиманской Альгис Арлаускас играл там моего возлюбленного. Все образы в сценарии плохо были прописаны, и мы сами их выдумывали вместе с режиссером. Вот я и придумала, что Галя говорит: «Мы же договорились! Почему ты опять мужчину к нам на судно пустила?!» Никто и не предполагал, что получится настоящий хит, но, наверное, великолепная музыка Юрия Антонова помогла. А до этого я сыграла эпизод в картине «С любимыми не расставайтесь» с Ириной Алферовой и Александром Абдуловым.

«Берегите женщин» (1981 г.): Светлана Пенкина, Галина Веневитинова, Марина Шиманская и Елена Тонунц (слева направо) 

- С Ириной вы почти ровесницы, почему наравне с ней на главную роль не пробовались? Вы тоже красавица. Или режиссер рассматривал только ее тандем с тогдашним мужем?

- Меня на эпизод знакомая ассистентка позвала. Я снялась, немного заработала и о большем не мечтала. Ирина и Саша до меня ГИТИС закончили. Их я на съемках не видела и даже не знакома. Помню, портрет Алферовой на площадке на стене висел. На ее красоту как на икону можно часами любоваться.

В ожидании любви

- При вашем невероятном очаровании, в Сети пишут, что личная жизнь  у вас сложилась не полностью. Согласны?

- Что сказать? Не родись красивой, а родись счастливой. Видно, мужчины боятся красивых женщин, думают, что те откажут или предъявят слишком большие запросы. Судьба не послала мне такого спутника, чтобы сделал меня и как женщину, и как маму счастливой (детей у актрисы нет.). Я лишь один раз побывала замужем за Александром Тонунцем, спустя семь лет мы развелись, потому что совсем разные. Потом ждала, что встречу своего человека, но в ожидании годы и прошли. Конечно, родить могла и для себя, но не хотела. Думала, у ребенка должна быть полная семья, боялась, что не потяну одна из-за отсутствия работы и съемок. Да и если бы решилась из детдома взять малыша, все равно рядом должна быть опора.

- Вы прославились под фамилией мужа, никогда не хотелось вернуть девичью?

- У меня красивая была фамилия от папы - Кокалевская. Но муж Саша сказал: «Зачем же тогда замуж выходить, раз даже фамилию не хочешь менять?» Ну я и поменяла. Уже больше 30 лет мы с ним не семья, но к этой фамилии привыкла, поздно возвращать девичью. С Сашей, он сын известного армянского актера Гургена Тонунца, нас русская мама моего будущего мужа познакомила. Она была ассистентом на картине «Мать Мария», где я играла крошечную роль без слов. Съемки во Львове проходили. А мой Александр всю жизнь в Москве прожил, окончил институт иностранных языков и был сотрудникам Министерства морского флота, занимался фрахтовкой судов. Шикарно знал английский и вел переговоры с зарубежными компаниями. Свадьба у нас была советская, в хорошем ресторане. Все как у людей.

Игорю Бочкину быстро наскучила первая жена Алиса (в круге) 

- Вы из актерской семьи?

- Вовсе нет, мамочка у меня была педагогом по химии. И вначале я по ее совету поступила в МГУ на геологический факультет. Еще со школы у меня все технические дисциплины отлично шли. Но играла в театре на Ленинских горах и мечтала об актерстве. Вот спустя годы после получения диплома геолога и стала студенткой ГИТИСа. На курсе замечательного актера и педагога Константина Михайлова у нас настоящей звездой только Игорь Бочкин стал. Очень рада за него.

- Он за вами тогда не ухаживал?

- У него с первого курса начался страстный и безумный роман с нашей однокурсницей Алисой Завенягиной. В театр брали только москвичей, мне это не светило, а Игоря в Театр Гоголя приняли, хоть он тоже приезжий. А его москвичка Алиса пошла в Театр Ермоловой. Она жила в шикарной квартире в старинном доме. Богатая невеста у Бочкина была. Мы всем курсом в этой квартире гуляли на их свадьбе. Жаль, их союз быстро сгорел. У Игоря всегда была мощная мужская энергетика, активный, немного давящий характер, он все время в драйве. Пробиться поначалу ему помогла наш педагог Светлана Собинова, дочка оперного певца Собинова. Порекомендовала руководству Театра Гоголя. Раньше мы каждые пять лет с однокурсниками встречались. Но Игорь ни разу не был. Может, с Алисой не хотел встречаться. Или неинтересно наше общество. Или просто занят.

Еременко ценил женскую красоту 

Премия или грудь?

- В картине «Я объявляю вам войну» вы снялись обнаженной вместе с Николаем Еременко-младшим. Как вас убедили на такую сцену?

- Я сразу сказала, что не буду раздеваться в кадре. И в кровати с Еременко лежала в майке. А потом режиссер вдруг попросил убрать бретельки. Дескать, оператор так построит кадр, чтобы мою голую грудь не было видно. И вдруг перед выходом картины, на озвучании,  я увидела, что в кадре я по пояс обнажена. Вот так снял оператор. А куда деваться? Съемки закончились, финансирование закрыто. Из-за пересъемок вся группа лишилась бы премии, ведь фильм к сроку должен быть сдан. Коля Еременко - красивый мужчина и очень хороший партнер. Много спорил с режиссером, уже тогда проявляя свои задатки постановщика.


Кстати