Тувинцы привезли гостям Башмета бычьи яйца
Башмет всегда подчеркивает, что питает особые чувства к Ярославлю. Именно в этом старинном городе он впервые принял участие в шествии «Бессмертного полка» и пронес портрет своего дедушки.
Судьба Бориса Абрамовича достойна отдельного рассказа. Родные получили похоронку на рядового Башмета, но тот дошел до Берлина и вернулся домой всем смертям назло. А потом много помогал Юре. Именно дедушка купил внуку фортепиано, проспонсировал приобретение альта и каждый месяц давал деньги на житье-бытье.
- Зачем ты посылаешь Юрке деньги, он уже закончил консерваторию, - пеняли пенсионеру соседи.
- Консерваторию-то закончил, а есть не перестал, - отвечал мощный старик.
Часы «Полет» на кубинцах
В этом году шествия не было. Из соображений безопасности в городе чудила геолокация. «Яндекс Карты» показывали гостям, будто они находятся не в Ярославле, а в деревне Русаново.
- Какие впечатления получили от России? - задавали журналисты излюбленный вопрос иностранцам.
- На улице очень холодно, - ежились теплолюбивые венесуэльцы из «Боливар-брасс квартета».
А вот кубинский саксофонный квинтет загоготал всем составом и сказал, что холодом их не испугаешь. Россия у них и в сердце, и в голове, и на руках…
- У нас у всех были русские педагоги по специальности и сольфеджио, - заметил седой концертмейстер и, закатав рукав, показал командирские часы «Полет», преподавательский подарок отменного качества.
«Когда, если не сейчас»
Сегодня приезд в Россию для иностранцев - акт гражданского мужества. Таких исполнителей могут легко захейтить на родине. Но Юрию Башмету уже который год удается зазывать к нам не только мужественных людей, но и звезд мирового уровня.
Оперная певица Симона Кермес (она же «сумасшедшая королева барокко») не устает повторять, что больше всего ей нравится выступать именно в нашей стране: «Здесь трудно, но меня здесь понимают».
Пару месяцев назад дива уже гостила в Сочи, где на чистом русском кричала со сцены: «Когда, если не сейчас».
Фразу запомнили и долго гадали, что бы это значило.
В Ярославле, когда Кермес проорала то же самое, немку призвали к ответу.
- Ну так это же фраза Жанны д’Арк! - гордо, но непонятно ответила певица.
Агуреева обиделась за маму
Про нашумевший спектакль Полины Агуреевой «Соборяне» мы писали неоднократно. Инсценировка непопулярного произведения Лескова, в котором играют не только актеры, но и Башмет с «Солистами Москвы», стала настолько удачной, что вошла в постоянный репертуар Театра Гоголя. После того как с большим успехом «Соборян» показали на сцене ярославского театра Волкова, журналисты снова стали допытывать Агурееву - не причастна ли к постановке ее мама-филолог.
- Мне 47 лет, неужели вы думаете, что мне мама помогает? - подобиделась Полина.
- Нет, ну а кто вам книгу показал? - не унималась пресса.
На это актриса и режиссер изрекла что-то в духе «Вокзала для двоих»: «Сама-сама-сама».
Многие замечали, что «Соборяне» звучат чересчур современно. Особенно в сценах, где герои рассуждают про патриотов и либералов.
- Вы там ничего не досочиняли за Лескова? - допытывались репортеры.
- Нет. Все точно по Лескову, - уверяли во время прошлых показов.
И только в Ярославле Полина кривить душой не стала:
- Неужели не узнали? Там из Горького цитаты.
По ощущениям, не Горьким единым. Правда, спектакль претерпел изменения - и кусочки, вызывающие наибольшие вопросы, вроде нерифмованного рэпа, из действа ушли.
Октавный пассаж
Настоящим гвоздем смотра стало выступление тувинского коллектива «Хуун-хуур-ту». Исполнители этнической музыки привезли очень странные инструменты, среди которых зрителей в душу поразили настоящие конские копыта для отбивания ритма и странные мешочки-маракасы, оказавшиеся бычьей мошонкой, наполненной овечьими коленными чашечками.
Юрий Башмет вместе с директором Дмитрием Гринченко с удовольствием констатировали, что где-где, а в Ярославле работы по окультуриванию очень видны. За годы, что здесь проходит фестиваль, граждане старинного города стали ходить в филармонию. Билеты на концерты раскупают задолго до. А еще - о диво! - научились не хлопать во время исполнения частей произведения.
Но, судя по всему, некоторым артистам этих «неприличных» аплодисментов очень не хватало. Во время финального концерта пианист Борис Березовский даже еще раз исполнил сложный октавный пассаж из третьей части Первого концерта Чайковского. А потом, повернувшись в зал, трогательно попросил: «Ну, поаплодируйте же мне!»
Публика кобениться не стала.
Маленькая подруга Рихтера
На встрече с журналистами Юрий Башмет засветил редкую фотографию своей взрослой дочери Ксении в детстве. Наследница в смешных гамашах запечатлена у фортепиано в компании Святослава Рихтера. По словам маэстро, когда Рихтер приходил к ним в гости, то предпочитал возиться с Ксюшей. Строил с ней городки из кубиков, вместе играл. А однажды юная наследница Башмета показала великому пианисту свое сочинение «Дождик», которое ужасно понравилось Святославу Теофиловичу.