«Жаловался, что ночами становилось страшно»: почему Джигарханян все-таки решил жить с Виталиной

Армен Джигарханян
Армен Борисович и Виталина Цымбалюк-Романовская
Отметивший недавно 75-летие Анатолий Скорякин – король эпизода, сыгравший в десятках ставших классикой фильмов. Он был на короткой ноге с Эльдаром Рязановым, Арменом Джигарханяном, Георгием Бурковым, Николаем Крючковым и многими другими звездами. И обожает рассказывать о своих встречах с ними.

- Популярность знаменитой актерской троицы - Николая Крючкова, Петра Алейникова и Бориса Андреева - в свое время зашкаливала, - налив рюмку чая нашей журналистке, начал Анатолий Евгеньевич. - Они познакомились на довоенном фильме «Трактористы», потом вместе снялись в лентах «Истребители», «Большая жизнь» и дружили до самых последних своих дней. Легенды ходили не только об их ролях, но и о пьяных проделках. Все трое были в очень близких отношениях с зеленым змием. Самая знаменитая история - о том, как приятели после очередной попойки разбили витрину мебельного магазина в Киеве и уснули на кроватях, стоявших там...

А я от Николая Афанасьевича Крючкова узнал, как он с Алейниковым снимался в Германии. За кадром, как обычно, выпивали. И вот звучит команда: «Мотор!» Петру Мартыновичу первым нужно выбегать перед камерой и произносить сложные немецкие выражения. Он начинает запинаться, а Крючков его подначивал: «Раньше надо было такой текст произносить, до двух стаканов водки. А сейчас не сможем!» А это последний съемочный день, и любой ценой надо закончить.

В результате сам Крючков нашел выход. Предложит другу в кадре лаять. Точнее, визуально показывать восемь смыканий рта со звуками: «ав-ав-ав...». А потом при переозвучке можно было наложить правильную речь. Так и сделали. Чем и спасли положение.

«Евстигнеев»
Евгений Евстигнеев

Евстигнеев продлевал жизнь коньяком

- Алкоголь для артистов порой становился не только источником их хулиганств. Но и иногда спасал жизнь. Например, у Евгения Евстигнеева всегда было слабое здоровье. Во время спектаклей не раз случался микроинсульт. Помню, сидим с ним в коридоре киностудии, и замечаю, что Женя становится совсем белый. Просит: «Толь, беги в гримерку и принести мою фляжечку».

У него всегда с собой было немного коньячка. Выпивал и сразу розовел. А мне объяснял: «Небольшая доза меня много раз выручала. А поправлять так здоровье научил один французский фармацевт. Однажды в Париже я упал в обморок прямо на улице. Рядом, на счастье, находилась аптека. Оттуда выбежал сотрудник, дал мне чуточку коньяка, и сразу полегчало».

«Георгий
Георгию Буркову не нравилось, когда коллеги называли его просто Жорой 

Перед смертью у Буркова взыграло честолюбие

- У моего приятеля Георгия Буркова в отличие от интеллигентного на вид Евстигнеева был образ человека из народа, любящего выпить. Мы с Жорой в 1989 году открыли Центр Шукшина, пытаясь осуществить мечту его покойного друга Василь Макарыча - создать театр. Мечта появилась еще в начале 1970-х. У Буркова не хватало энергии этот замысел продвинуть, вот я и решил присоединиться.

Но вскоре грянули сложные времена. Зрителям оказалось не до театра и не до кино. Бурков не выдержал этой ноши. Я считаю, его очень недооцененным. Несмотря на внешность, он был глубочайшим философом и мудрейшим человеком. Почитайте его дневники, которые издали вдова и дочь.

Кстати, роль президента в сценарии фильма «Небеса обетованные» Эльдар Рязанов написал для него. Но Георгий Иванович летом 1990-го внезапно умер в 57 лет - оторвался тромб*. И президента сыграл Валентин Гафт.

В последние месяцы мне с Жорой, если честно, приходилось сложно. Наш новый директор стал клинья вбивать между нами. Весь наш худсовет, в который входило множество мэтров, против Буркова восстал. А в нем вдруг взыграло честолюбие. Однажды позвонил и раздраженно попросил: «Толя, скажи ребятам, чтобы меня не Жорой, а Георгием Ивановичем называли!» Ну я и принялся всем набирать, в том числе Анатолию Ромашину и Джигарханяну, которые в худсовет входили, и уговаривал пойти Буркову навстречу.

«Скорякин»
Скорякин 

Армянский наследник Сократа

- С великим Арменом я играл в спектакле «Беседы с Сократом» и делил с ним одну гримерку в Театре Маяковского. Мы по очереди спали на одном диванчике, а когда была возможность, разговаривали за жизнь. Он часто жаловался, что его жена Таня уехала в Америку и забрала с собой его любимого кота. Джигарханян остался в Москве один. Да, у него уже был свой театр, друзья, коллеги. Но у каждого - свои дела, семьи. Наступило одиночества. Он жаловался мне, что ночами становилось страшно и хотелось, чтобы появилась женщина.

- И дело не в физиологии, а просто, чтобы кто-то рядом дышал, - делился Армен.

И вот он нашел Виталину, даму нелегкого типажа. При этом сам Джигарханян был реально гением. Думаю, ей льстило, что актер выбрал ее. Он ведь присвоил много себе от Сократа - манкость, человеческую мудрость. А она - просто молодая и красивая женщина не из театральной тусовки, куда бы без него никогда в жизни не попала.

Уверен, Виталина искренне полюбила Армена, несмотря на их более чем 40-летнюю разницу в возрасте и внешнее несоответствие. В первую очередь ее, конечно, привлек его образ. Плюс он был щедрым на поступки и подарки. И за 15 лет совместной жизни на другую орбиту ее перевел, показал другой мир. При этом его самого окружающее уже интересовало мало. Во время поездки в Париж, например, Армен не хотел даже прогуляться по улице. Повторял: «А что я там не видел?!»


*Перед съемками «Небес обетованных» Бурков упал со стремянки и сломал ногу. И чтобы она зажила быстрее, потребовал сделать ему операцию по сращиванию костей. Через пару дней из-за этой процедуры у него образовался тромб. Актер умер за считанные минуты.