Дочку Вячеслава Тихонова взяли в актрисы назло ему

Вячеслав Васильевич
Вячеслав Васильевич был в шоке, когда дочке предложили сыграть проститутку
Анатолий Скорякин, который недавно отметил 75-летие, сыграл во многих советских кинохитах. В фильмографии актера - «Вокзал для двоих», «Тот самый Мюнхгаузен», «Сибирский цирюльник» и десятки других знаменитых картин. Роли в них у него, быть может, и небольшие, но исполнены мастерски и остались в памяти миллионов зрителей.

Анатолий Евгеньевич был на короткой ноге с Людмилой Гурченко, Эльдаром Рязановым, Владимиром Высоцким, Георгием Бурковым, Вячеславом Тихоновым и другими суперзвездами. И обожает рассказывать о своих с ними встречах. Чем мы с радостью и воспользовались.

- Я дежурный по стране актерских историй, - добродушно улыбнулся Скорякин. -  Правда, не всем коллегам мои рассказы нравились. Легендарный Вячеслав Тихонов просил: «Толечка, если можно, до моей смерти не рассказывайте про меня, ведь в ваших повествованиях моя дочка присутствует».

Дело в том, мы с Георгием Бурковым в свое время создали Центр культуры имени Василия Шукшина. И к нам многие потянулись. Однажды ко мне интеллигентно обратился и Тихонов: «Вы не могли бы для моей Анечки, ей 20 лет только, роль какую-нибудь найти? Только не рассказывайте Буркову, а то он по пьяни всем растрезвонит». На что я ответил: «Вы третий сегодня будете. Сам Бурков для своей дочки роль утром просил, потом Петр Вельяминов - для сына». А наследница Буркова и Вельянимов-младший на тот момент, кстати, были мужем и женой.

Анне Тихоновой я предложил вместе с ними играть в популярной тогда пьесе «Звезды на утреннем небе». Но Вячеслав Васильевич как будто почувствовал, что его кровиночке вместе с Бурковой нужно будет изображать проституток, а Вельяминову - мента. «Наверное, это современная вещь, я не знаю ее и знать не хочу, - стал отнекиваться «Штирлиц», - уверен, что это пакость какая-то».

«Анатолий
Анатолий Евгеньевич в «Вокзале для двоих» в роли вертухая. И он же в наши дни 

Пришлось мне объяснять, что повествование Александра Галича об асоциальных слоях общества, выселенных на время московской Олимпиады-80 за 101-й километр, предполагает перевоплощение молоденьких артисток в путан. «Не надо моей дочке такой роли!» - закричал Тихонов. И чтобы его успокоить, я предложил поставить с его участием «Палату № 6» по Чехову. Он бы исполнил роль одного из главных героев, а Аннушку в этом случае можно было бы попробовать на горничную Дарьюшку. «И снова нет, - раздраженно ответил отец. - У нее амплуа голубой героини! Ей что-то большое и интересное нужно!»

Я, честно говоря, тогда разозлился и чуть ли не до слез довел мэтра. Но меня тоже понять можно. В какой-то момент я устал от папочек, мамочек и бабушек, радеющих за своих звездных отпрысков.

Из-за них меня чуть из Театра Маяковского в свое время не выперли. Я тогда готовил одну вещь и орал на молодых актеров за то, что пили пиво на репетиции и не знали своих слов. А эта молодежь, среди которой были сыновья Олега Табакова и Владимира Самойлова, а еще внук Георгия Менглета, нажаловалась на меня через влиятельную родню в Министерство культуры. Уволить меня не уволили, но 13-й зарплаты лишили.

Ситуация с Аней Тихоновой, конечно, другая. Она тайком от отца во ВГИК поступала. А после третьего тура ему позвонили: «Если вы согласитесь у нас преподавать, мы ее сразу примем». Но ошарашенный Тихонов возмутился: «Не принимайте! Преподавать у вас точно не буду!» Но назло ему Анну все-таки взяли.

Дырявая память Басилашвили

- На фильме «Вокзал для двоих», где исполнил роль коменданта колонии, я подружился с Людмилой Гурченко. Помните, когда герой Басилашвили не успевает к утренней поверке и играет на аккордеоне, чтобы его услышали, мой герой с облегчением вздыхает: «Здесь он… Он вернулся!» Но изначально мой образ в картине был больше, а тюремная тема - значительнее.

Перед съемками, а работали мы в реальной колонии в подмосковной Икше, Эльдар Рязанов напутствовал: «Толя, мне эта сцена очень важна. За этими словами - айсберг». Пианист Рябинин, по сути, вернулся не в колонию, а к себе, к тому, каким был раньше.

Реальные зэки, которых специально для съемок отобрали, тогда прониклись к Рязанову. Ведь он отпускал их греться, несмотря на протесты начальника, что им никуда с холодного плаца отлучаться нельзя.

«Гурченко»
Когда в конце фильма «Пять вечеров» Гурченко говорит: «Лишь бы не было войны», ее душат настоящие слезы 

А я был очарован Гурченко. И настолько, что даже хотел вести курс «Гурченковедение» в актерских вузах, где много лет преподавал. Между дублями Люся про себя многое рассказывала мне и Басилашвили.  Смеялась: «Басик, ты можешь не слушать, все равно забудешь. Я говорю для Толи. Он студентам своим передаст». Олег Валерианович даже на нас обиделся. Мол, у нас с ним разный социальный статус, и вот так Гурченко поступает.

А Людмила Марковна поведала, например, почему ее любимой актрисой с детства была немецкая кинозвезда Марика Рёкк. Оказывается, когда-то Марика, по сути, спасла маленькой Люсе жизнь. Шла Великая Отечественная. Харьков, где она тогда жила, был оккупирован фашистами. И Люся пела для них, чтобы взамен получить миску супа и накормить всю свою большую семью.

Однажды она пришла на рынок в тот самый момент, когда фашисты начали карательную акцию над мирным населением. Солдаты хватали людей и кидали в машину-душегубку, где выхлопная труба была выведена внутрь фургона. И тут Люська вспомнила сцену из картины с Марикой Рёкк. Начала, как ее любимица, бить чечетку перед солдатами. Те заулыбались и отпустили ее восвояси, наградив аплодисментами и шоколадкой.

Костя Райкин ненавидел Гундареву

- Уверенность в себе важна для любой актрисы.  Наташу Гундареву с первого раза, в 1966-м, не взяли в Щукинское училище. И даже сказали, что эта профессия не для нее. Она полненькая такая была, невзрачная. Квашня, одним словом. Но у нее имелся хороший друг детства, тоже потом ставший знаменитым, Витя Павлов.

Он один верил в нее и посоветовал: «Наташка, ты дура! Как ты оделась и накрасилась на экзамен? В следующий раз приходи как русская красавица. Да еще вальяжно, как будто делаешь комиссии одолжение». И спустя год ее приняли. С ней учились Юра Богатырев и Костя Райкин. И последний рассказывал, что порой ненавидел Гундареву. У него ничего не получалось, а она буквально царила на сцене, причем играючи. Поцелованная Богом актриса.

Чарльз Бронсон грубо отшил Высоцкого

- Я должен был играть Ивана Пасюка в фильме «Место встречи изменить нельзя». Персонаж – хохол, и изображать его предстояло с украинским акцентом. Но меня сняли с этой роли. Режиссер Говорухин лишил работы в этой своей картине не только меня, но и некоторых других коллег. Объяснял, что жертвует нами, чтобы от Володи Высоцкого отстали.

Но получилось так, что я попал в картину «Особо опасные…», которая снималась в соседнем павильоне. И мы с Зиновием Гердтом в перерывах сидели и читали друг другу стихи. Он обожал поэзию, любил Мандельштама, а я отлично знал многие строчки поэта. Однажды подошел и Володя: «Старик, и мне что-нибудь прочти». Он стихи на лету запоминал, великолепной памятью обладал.

В СССР он был мегазвездой, а в остальных странах его совсем не знали. Скульптор Шемякин рассказывал мне, что Высоцкий часто на заграничные приемы из-за этого не хотел идти. Но однажды пошел и встретил американского киноактера Чарльза Бронсона. Набрался смелости, пытался познакомиться и рассыпался в комплиментах. А тот его грубо послал. Мол, кто ты такой? Отвали!

«Высоцкий»
Благодаря Марине Высоцкий посмотрел полмира. А к концу своей короткой жизни он стал в сто раз круче, чем высокомерный Бронсон 

Шемякин Володе тогда сказал: «Ты не можешь уйти просто так. Ты не просто муж Марины Влади. Покажи им всем, что ты большой русский артист!» И он достал гитару и стал петь на французском свою цыганскую песню «В сон мне - желтые огни…» А дальше и на русский перешел и исполнил «Охоту на волков».

Присутствующая Натали Вуд принялась отчитывать Высоцкого: «Вы сошли с ума! Порвете себе связки!» Но Шемякин ей с улыбкой ответил: «Он постоянно так поет». И это был настоящий фурор.

А еще скульптор рассказывал, что он однажды с Высоцким загулял в Париже и Влади, стоило Владимиру только вернуться, выставила его на улицу с чемоданами, как котенка. Но Высоцкий нуждался в постоянном уходе. Отсюда к концу жизни у него и появилась молоденькая любовница Оксана Афанасьева. А с Влади они уже были на грани развода.

«Ирина
Ирина Цывина продлила Евгению Александровичу жизнь 

Последняя женщина Евстигнеева вытащила его из грязи

- Многие гении в зрелом возрасте влюбляются в юных девочек. Не исключением, как известно, стал и Евгений Евстигнеев. И когда рядом с ним появилась красавица Ира Цывина, я ее принялся расспрашивать: «Мы все любим Женю и тревожимся - нет ли у тебя злого умысла?» А она честно ответила: «Я столько хлебнула этой московской браги, по усам текло и в рот не попало. Меня ни в один театр не берут, а назад в свою глушь точно не поеду! Мы с Евстигнеевым поможем друг другу. Женя неухоженный, ходит в грязной одежде, плохо питается, дурно пахнет, много пьет».

И вот она стала за ним ухаживать и втянулась.  И до самого его конца оставалась верной его подругой. И пообещала Жене: если с ним что-то случится, она своих детей - мальчика или девочку - назовет в его честь. И правда, назвала сына от следующего брака Евгением. Вот только жаль, что жизнь Иры оказалась такой короткой. И ровно пять лет назад она умерла в 55 лет.