Диктор Дина Григорьева: «Кто биологический отец моего внука, я не знаю»
- Дина Анатольевна, через год вам будет 85 лет. Уже начали готовиться к солидной дате? Каких подарков ждете?
- Ох, самой даже не верится… А самый необычный подарок я сделала себе сама на 26-летие. В 1966 году, день в день, родила старшую дочку Арину. Она - моя радость и моя боль… Моя девочка… Когда она была маленькой, то сказала, что проживет 40 лет. И добавила: «А если смерти не случится, проживу еще век». И в 2006-м, в 40, ушла с этой земли. С тех пор начался черный период в моей жизни. В 2008-м я похоронила сестру, а в 2012-м мужа Борю, лучшего человека и мужчину моей жизни.
- Чем занималась Арина и что стало причиной ее смерти?
- Она окончила архивный вуз, а работала заместителем директора кинокартин. После получения диплома отец ей сказал: «Ты хорошо считаешь, иди в кино бухгалтером». И она пошла, быстро почувствовав себя на своем месте. У нее был гражданский муж. Официально они так и не поженились и детей не родили. Вроде и здоровье у Арины было неплохое, ни на что не жаловалась. И вдруг начались проблемы с печенью.
Дочка стала лечиться. А я и подумать не могла, что у нее настолько все серьезно. Ее в больницу забрали, и там она буквально сгорела. Вроде и не онкология, а видите, как... Врачи сразу предупредили: «Готовьтесь к худшему!»
- Ваша младшая дочь - известная актриса Елена Морозова. Это ее псевдоним? Ведь вы с мужем Григорьевы.
- Леночке 51 год в мае будет. Умница и красавица. Мне нравилось имя Евгения, я ее так и назвала. Евгения Борисовна Григорьева, чем плохо? Но однажды она решила сменить имя, фамилию и даже отчество. И стала Еленой Саввичной Морозовой. Морозова - это, конечно, моя девичья фамилия. Но мой Боря обижен был, что говорить. Больно ему было, я это видела. Муж хоть был сильным, волевым и мужественным человеком, но очень ранимым: за родных, коллег и актеров, которые у него снимались, всегда переживал.
«Женщина-загадка»
- В Сети активно муссировались слухи, что у вашей Елены-Евгении в свое время случился бурный роман со звездой сериалов Владом Котлярским. И якобы ваша внучка Аврора от него.
- У Ленки два ребенка. Этьену будет 15, а Авроре исполнилось 11 лет, мои любимые внуки. И носят они фамилию Морозовы. Сына она после съемок во Франции родила. Год там прожила, а в Москву только на спектакли прилетала. Франция дочку поразила, три недели я у нее тогда в большой съемной квартире гостила. И однажды Лена сказала: «Мам, мужа мне некогда искать, а ребенка хочу. Не против, что так рожу?» Я ответила: «Конечно, что мы, не вырастим, что ли?» Про биологического отца Этьена Франсуа, это полное имя внука, мне ничего не известно. Дочка только говорила, что он плод ее романа. А потом в «Электротеатре Станиславский», где она служит, вспыхнули отношения с Алексеем Сухаревым, работавшим в дирекции. Он на несколько лет моложе дочки, они поженились и родили Аврору, нашу утреннюю зорьку. Правда, уже развелись. Мне Алексей нравился, такой хороший человек. Боря умер, когда Лена дочку носила, не дождался. Что же касается Котлярского, я с ним не знакома и ничего про него не знаю. Мне кажется, я неплохая бабушка. Внукам никогда ни в чем не отказываю, Лена против, но что делать. Да, балую их. Они меня «бабик» зовут. Аврора прекрасно поет в хоре, стихи читает.
- Актрисой будет, как ее мама?
- Посмотрим. А Лена вначале думала психологом стать. Но для этого требовалось сдавать химию и биологию, а она в них не сильна. Кем же тогда? Конечно, актрисой. Несколько лет она поступала - и никак. И вот двери Школы-студии МХАТ в 1992-м для нее открыл любимый педагог Лев Дуров. Сложные тогда на дворе стояли годы. Пустые театры, кино не снималось. Одни глупцы и храбрецы шли в эту профессию. У Лены типаж - «женщина-загадка». И несмотря на разные слухи про нее, всегда любила и любит мужчин. И в профессии стремится быть лучшей. Отличные фильмы были в ее карьере. Например, «Дневник его жены» Алексея Учителя. Звание заслуженной артистки дочке дали, и мне тоже, уже давно. Спасибо Собянину - к пенсии хорошую прибавку получаю. Многие ругали, что дикторов там отмечают. Мол, кто они такие? А вот Валентине Леонтьевой народную СССР дали. Но ее знала и любила страна, разве Валентина Михайловна не достойна была этого звания? Эфир провести очень непросто. За программу «Время» я чуть ли не килограмм веса после прямого эфира теряла.
«Мужику и псу не открывай»
- Всю жизнь с одним мужем прожили?
- Как в 1965 году поженились с Борей, так и до конца жизни - с полуторагодовалым перерывом по глупости - вместе были. Хорошая свадьба у нас была. Много студентов из ВГИКа пришли. Боря как раз его только окончил, а я выпустилась из Института культуры. Хотя за годы брака случился у меня небольшой роман с коллегой. Но, слава богу, мозгов нам хватило не разрушать два крепких брака. Боря меня безумно любил, а я это поняла и оценила только в конце жизни.
- Как познакомились с будущим маститым кинорежиссером?
- В 1963 году, случайно. Я возвращалась с занятий уставшая, я тогда преподавала детишкам в ДК ЗИЛ. И вот выхожу на станции метро «ВДНХ», я в этом районе всю жизнь живу. Поднимаюсь по эскалатору, и ко мне подходит молодой человек со словами: «Привет, Дина!» - «Извините, - отвечаю, - я что-то вас не помню». - «Ну как же! Мы в кинотеатре «Космос» с тобой познакомились». - «Если это ваш прием знакомиться, то можете меня до дома проводить». И тут парень оборачивается и кричит: «Ребята, она своя!» И нас догоняют еще три молодых человека, среди которых и был мой Боря. Оказывается, он услышал, как меня зовут, пока я ехала со своим педагогом в метро, и стеснялся познакомиться. Вот друг за него и взял эту миссию. Он, кстати, тогда искал героиню в свою дипломную картину «Первый снег» о поколении поэтов, которые ушли на фронт и не вернулись.
- Какая картина супруга вам особенно дорога?
- Его первая совместная работа с Юлианом Семеновым, который потом писал сценарий и к другим лентам Бори, - «Пароль не нужен». Дивная работа с Колей Губенко и Родионом Нахапетовым.
- В начале 90-х фильм вашего мужа «Исповедь содержанки» очень хорошо встретила публика. Говорили, что Олег Табаков просил, чтобы на главную роль его тогда еще возлюбленную Марину Зудину утвердили.
- Это не так. Марина хорошенькая тогда внешне была и актриса хорошая. Боре она по типажу подходила. Фото ее он увидел на киностудии и после проб утвердил. Чтобы взять вместо нее нашу Лену, об этом и не думал, хотя ей было 19 лет. Но разводить семейственность он всегда отказывался.
- Перед уходом из жизни Борис Алексеевич болел?
- Нет, он неожиданно ушел из жизни. До этого инфаркт пережил, в больнице лежал. И сердце не очень хорошо работало. А последний его день был ужасным. Я Лену проводила на работу, что-то в кухне сделала, вхожу в комнату, а он на полу без сознания лежит. Я скорую вызвала. Откачали вроде, забрали в больницу, и там он ушел в мир иной, так и не придя в сознание. Похоронила я его на старом кладбище в Тарусе рядом с родителями Бори. Там еще покоятся Паустовский и много других писателей и художников.
- Вы упоминали, что у вас был небольшой перерыв в отношениях.
- За время нашего долгого брака лишь один раз я была безумно влюблена в коллегу. Это на радио случилось. Алексей Задачин его звали. Крышу мне снесло. У нас семьи были, и вначале просто дружили, не думая, что влюбимся друг в друга. Мне нравился его голос, как он читает, когда подходила к нему и просила совета. Мама моя смешно говорила: «Дина, мужику и псу не открывай…»
Принцип выживания
- А в дикторский отдел-то как попали?
- Еще училась и, как сейчас говорят, кастинг на Всесоюзное радио прошла. Моими учителями стали Юрий Левитан и Ольга Высоцкая. Десять лет на радио отработала, потом многие годы диктором на ТВ. А потом стала преподавать. Я и сейчас еще чуть-чуть работаю, мастер-классы провожу.
- Миллионам телезрителей казалось, что у советских дикторов безоблачная жизнь. А на самом деле?
- Всякое случалось. И с интригами, конечно, сталкивалась. Например, когда на меня прислали автономную заявку на звание заслуженной артистки России, наш начальник Игорь Кириллов попросил еще двух человек в нее вписать - Владимира Ухина и Людмилу Соколову. В результате они получили звания, а меня прокатили, хотя коллеги шли за мной паровозом. Когда появилась новая возможность для меня, Кириллов и в эту заявку собирался вписать других коллег. Хорошо, ему не позволили, и звание в итоге получила. Теледикторы очень недолюбливали дикторов с радио. Не знаю почему. Радио - это семья, а ТВ - сложная вещь. И главный принцип выживания там - ни на что не обращать внимания, иначе долго не продержишься.
- Недавно ушла из жизни ваша коллега Светлана Моргунова…
- Да, мы ровесницы. Ее очень подкосила смерть сына. Подругами мы никогда не были. Она очень выборочно общалась с людьми. Мы обе вели концерты. Но у нас были разные ниши. У нее эстрадные, а у меня - правительственные мероприятия. А из всех известных людей только с Майей Плисецкой и ее мужем Родионом Щедриным у меня сложились теплые отношения. Они меня даже в свою «Анну Каренину» заключительный монолог в Большом зале консерватории приглашали читать. В самом конце показа, под звук колес поезда, я вскакивала, как свеча, и читала. И была счастливая. Майя Михайловна -блестящая и человек хороший. Но ее почему-то недолюбливали. Может, из-за успеха. Да и меня порой за человека не считали. Стою на каком-нибудь концерте за кулисами и невольно сплетни слушаю - кто, с кем, когда… Так неловко от этого становилось. И я четко понимала: это не мое. Пришла, провела - и до свидания.
- А как стали голосом парадов Победы?
- В 1983 году, когда умер Левитан, позвонили из ЦК и сказали, что хотят попробовать мой голос на Красной площади. Считалось, что у меня площадной голос, меня даже прозвали «Левитан в юбке». Женя Суслов и я до этого комментировали Олимпиаду-80, и это была большая честь, что ни говори. И первая программа «Время» тоже с Женей Сусловым у меня была. Но никакими наградами за нашу работу не осыпали. Квартира у меня и так была, а машин или чего-то другого не выделяли. Я просто как к работе к этому относилась.