Жена экс-министра культуры России, а ныне худрука Московского театра мюзикла Михаила Швыдкого в нынешнем году отмечает 50-летие получения дипломы актрисы. В творческих кругах Марину Швыдкую (в девичестве - Давидсон, а по первому мужу - Поляк) знают в разных ипостасях. Она и режиссер, и педагог, и арт-директор театра. Широкой же публике Марина Александровна известна мало, хотя в свое время и сыграла несколько ролей в кино.
- Марина Александровна, вы из творческой семьи?
- Да. И родители, и я, и мои мужья с сыновьями - все творческие люди. С 10 лет я стала сниматься в кино. А в 19, с третьей попытки, поступила в Школу-студию МХАТ, но это было для меня предсказуемо.
- Почему только с третьей?
- Не всем удается с первой. Но и ошибки при приеме не исключены. Вот Нина Усатова, грандиозная русская актриса, семь раз поступала. А сейчас сама педагог в Щукинском училище, как, впрочем, и я. Да и что в 17-летнем человеке можно сразу увидеть? А бывает, кого-то моментально приняли, а потом понимаем: все, что он мог, уже на вступительных экзаменах и показал. А дальше - пустота. Иногда отчисляем, а порой студент доходит до диплома, но по профессии не работает.
- А ваша учеба и карьера как сложились?
- Полвека назад я окончила вуз и в том же году впервые стала мамой. Так что старшему сыну Сергею скоро 50. Звездных фамилий и историй на курсе у нас не было, в струю популярности из моих однокашников никто не вошел. Хотя курс был очень сильный.
Следом меня пригласили в Театр на Малой Бронной, где 17 лет и служила. Застала там великого Анатолия Эфроса, но была не его актрисой. Хотя в каких-то постановках мэтра и играла. Потом ушла из театра в никуда. И быстро в моей жизни возник международный театральный проект. Уехала в Норвегию. Там собралась интернациональная команда. Для роли учила текст на норвежском и французском. Невероятный опыт, а еще и неплохие деньги в сложные 90-е платили. А потом Кира Прошутинская пригласила корреспондентом в программу «Времечко». Тоже опыт.
В кино я не много снималась. Видно, не нравился мой типаж режиссерам. Хотя в 1976 году меня, совсем молодую актрису, пригласили на роль Белки в замечательный музыкальный фильм для детей «Мама» с Людмилой Гурченко и Михаилом Боярским. Людмила Марковна сломала на съемках ногу: Олег Попов на льду случайно сбил ее с ног, а следом упал на нее. Для Гурченко даже дублершу приглашали, а она долго злилась на Попова. Ведь изначально предупреждала, чтобы в сложной сцене не дотрагивался до нее. А он не послушал. Людмилу Марковну понять можно: получила сложный перелом, следом - тяжелая операция. На съемки в Румынию в гипсе приехала. На крупных планах входила в кадр сама, а на общих - ее дублерша. У меня все в памяти хорошо запечатлелось - ведь это первая моя заграничная командировка.
- Хорошо тогда в Румынии принимали?
- Поселили не ахти в каких условиях. А местные дети нам, советским артистам, пытались фрукты продавать, чтобы заработать. Но покупать было особо не на что. Сыграла я и небольшую роль у Георгия Данелии в «Мимино», а так особых киноудач и не было.
- Зато на ТВ проявили себя. Правда, в основном за кадром…
- Да, с Катей Уфимцевой делала программу «Театр+ТВ». А когда мой муж Миша Швыдкой пришел на проект, с ним у нас стал другой формат складываться. Эдакие актерские посиделки. Многим гостям в студии есть что вспомнить. Раньше же актеры гастролировали по несколько месяцев, а не как сейчас - лишь несколько дней… Я уже 18 лет преподаю в Щукинском, много судеб через меня прошли. Счастлива, когда вижу моих бывших студентов. Например, Саша Горбатов или Юлия Снигирь - мои ученики. Рада, что много снимаются и зрители их любят.
А сейчас мы набираем курсы именно для Театра мюзикла. Там недавно выпустили красочную премьеру - «Тест на любовь» в моей постановке.
- А ведь Театр мюзикла создал ваш супруг Михаил Швыдкой. Тяжело с ним работается?
- Муж поначалу попросил лишь немного ему помочь. Но в итоге я там надолго осталась. Не могу сказать, что нам тяжело вместе, но ругаемся часто. Если кому-то сходит что-то с рук, то у меня нет.
- А дома ругаетесь?
- Дома мой Михаил - замечательный. С 1978 года мы вместе. Вырастили двух сыновей. Моего Сергея, которого Швыдкой всегда своим считал и воспитывал с малых лет. И общего Александра - ему 45 лет.
С лестницы - в реанимацию
- Вашим первым мужем был умерший молодым актер Михаил Поляк. До вас он побывал супругом Людмилы Поргиной, а затем отвел в загс Елену Шанину, которая после него утешилась в объятиях женатого коллеги Александра Збруева и родила от него дочку. Прям шекспировские страсти! Вы-то когда со Швыдким познакомились?
- Для меня всегда важна была семья. Возможно, если бы я имела другую точку зрения, карьера сложилась бы более удачно. Я даже фамилии мужей всегда брала. Счастливый брак - это любовь, доверие и взаимопонимание. Думается, у нас с Мишей Швыдким это и есть. Мы с ним в конце 60-х познакомилась. Я тогда даже на актрису еще не училась, а работала в театральной библиотеке. А потом с Мишей снова случайно встретились, когда я уже развелась с Поляком. Моему сыну было четыре годика. С тех пор у нас все и закрутилось. Судьба и за печкой найдет.
Ни первый, ни второй раз особо красивой свадьбы и не было. Пришли, расписались, ушли по делам. Не это же важно. Я вот ценю, что Миша Швыдкой - невероятный папа и дедушка. Сыновья мне что-то могут не рассказать, а он всегда в курсе их секретов.
Они с нами, а мы с ними советуемся. У Сергея 14-летняя дочка от первого брака с актрисой Ангелиной Миримской. Мою внучку зовут необычно - Алеша-Куприна. Вот так мама решила ее назвать. Конечно, такое имя для меня стало шоком. Но я это приняла, и всё! С Алешей мы обычно куда-то вдвоем уезжаем и проводим время вместе. А внуку от второго сына, Даниилу, девять. Наши дома рядом. С Даней чаще, чем с внучкой, вижусь.
Думается, Алеша - будущая актриса, задатки уже сейчас видны.
- Чем занимаются ваши сыновья?
- Сергей поступал во ВГИК. Он оттуда ушел. И работает на телеканале «Россия 1». А Саша хотел быть юристом. Окончил МГИМО, но в итоге долгие годы работает в кино.
- Прошлой осенью прошла новость, что ваш младший сын был госпитализирован в реанимацию с переломами и открытой черепно-мозговой травмой у подъезда дома...
- Не хочу вспоминать ту историю. Саша упал случайно с лестницы. Главное, что сейчас все хорошо. Лилия Мусалиева, его супруга, молодец. Рядом все время была.
К Цыганову надо быть милосердным
- Когда ваш муж в начале 2000-х занимал пост министра культуры России, как на вас это отразилось?
- Я никогда эту должность мужа не воспринимала всерьез, сразу понимала, что это ненадолго. Миша согласился на пост, хотя я не советовала эту должность занимать. Хейт и он, и я чувствовали, что тут говорить. Политика - такое дело, всем не угодишь. А «заслуженную артистку» уже не муж мне подписал. Звание получила, когда он покинул этот пост.
- Звездных друзей у вас много?
- Да, за жизнь появились. Очень любила, например, Льва Дурова. Мы с ним в Театре на Малой Бронной работали. Замечательный, тонкий, душевный человек. А его дочку Катю, которая тоже стала актрисой и с нами на сцене играла, знала со времени, когда она в школе училась. Никто не догадывался, что Катя так серьезно больна. Она меня звала на спектакль «Васса Железнова». Всё времени не находилось. Думала, позже посмотрю, а потом Кати не стало. Недавно и Александр Ширвиндт ушел из жизни, блистательный рассказчик, мы дружили домами и одно время вместе встречали новые года.
Я много видела и талантливых, и гениальных актеров. Но в одной роли он гений, в другой - обыкновенный. Женя Цыганов, как он в «Репетиции «Дон Жуана» играет - просто потрясающе, а какие-то другие работы Евгения мне совсем не нравятся. Но актер жив, пока он на сцену выходит. Надо быть милосердным и прощать промахи.
Источник фото: Кадры из фильмов,Иван Вислов / «КП»,Соцсети,Personastars.com,Архив «ЭГ»,Борис Кудрявов