«Летучий корабль», сооруженный сыном Алексея Учителя, мягко говоря, не взлетел. Зрители кино поругивают, а критики так и вовсе не стесняются в выражениях: «Превратили бабку в дедку, внучку - в сучку, сказку - в полный бардак», - злобно иронизирует кинообозреватель Алексей Коленский. И не согласиться с ним трудно.
В далеком 1979 году Гарри Бардин снял потрясающий мультфильм с еле уловимым диссидентским подтекстом. Из него следовало, что из душных покоев царя-батюшки за любовью и свободой нужно куда-то срочно эмигрировать на летающем агрегате.
В чем смысл нынешнего кино - совершенно непонятно. Может быть, в том, чтобы посадить на сооружение всех детей Учителя-старшего. Помимо сына-режиссера, в фильме отметилась внебрачная дочь Алексея Ефимовича от актрисы Юлии Пересильд Аня, исполнившая песню Забавы «А я по любви, по любви хочу».
В нынешней экранизации все поставили с ног на голову. Вместо трубочиста Вани главным героем стал морячок в синем вязаном свитере (Александр Метелкин). Стоило чуваку вразвалочку сойти на берег, как ловкая цыганка с железными зубами (Ксения Раппопорт) сулит ему царскую дочь в жены. Такой союз не кажется мезальянсом: благо что потенциальная невеста Забава (Ксения Трейстер) симпатизирует козлам. Забавушка уже переселила рогатых из хлева во дворец, позволила загадить тронный зал и теперь в свободное время прогуливается в козлиной компании среди народа, принимая по пути очень двусмысленные позы. Ради красы-девицы Иван и отправляется в лес на поиски денег.
Если кому-то показалось, что логика просела, то это совсем не показалось. Очевидно, что главный акцент в кино сделали не на смыслах, а на монтаже аттракционов. Фильм получился цветастым, перенасыщенным спецэффектами и многочисленными второстепенными героями. Причем зачастую они появляются просто так, только ради того, чтобы исполнить музыкальную репризу. Это касается, к примеру, «соловья-разбойника»: существа с щелкающим клювом, поросшего перьями и зеркальцами заднего вида, напоминающего плод свального греха курицы и мопеда. Благодаря странному гриму Анну Уколову в этой роли не узнать, зато отчетливо видится Иван Охлобыстин.
В какую ступу ни садитесь, а все в Милляры не годитесь
Накануне премьеры мультфильма разразился скандал из-за того, что в титры (наряду с Ксенией Раппопорт) не попал Данила Козловский, который исполнил роль Бабок-Ёжек (почему-то в фильме их всего пять, а не 33). Из-за этого в одном издании даже написали, будто бы Козловский - единственный, кто сыграл отлично-великолепно, наравне с великим Георгием Милляром.
Козловский в роли Ежек действительно неузнаваем, но сравнивать с Милляром - язык не повернется. Мало того что мультяшные старушки начисто лишились обаяния, так еще и пластический грим не сумел упразднить ярко выраженные мужские черты. В итоге бабки выглядят как сбежавшие в лес и одичавшие там представители секс-меньшинств*. Изба у них «в завязке», юмор - солдатский, а заигрывания пятерых мужиков с морячком, учитывая наше нынешнее отношение к ЛГБТ*, выглядит полным недоумением: «Ты поел, сынок? Зато мы голодные!»
Гармаш спас ситуацию
Если уж и хвалить кого - так это Сергея Гармаша в роли Водяного. Образ получился наиболее удачным, поскольку среди всех прочих персонажей он больше всего похож на мультипликационного. Да и хит «Я - Водяной, я - Водяной», который в свое время исполнял Анатолий Папанов, Гармашу тоже удался. И голоса похожи, и музыку Дунаевского на стихи Энтина аранжировали наиболее удачно, добавив герою джазовые интонации и соло на водяном клавесине.
Кстати, помимо легендарных песен, в кино зачем-то внедрили «Хоп-хей-ла-ла-лей» Агутина, «Дорогу» Михея и Джуманджи, разнообразные хиты из дискотеки 90-х, а завершили песней «Верхом на звезде». Хит Найка Борзова исполнил размножившийся Козловский, в качестве финальной точки разбив балалайку о пенек.
Ну и чья теперь Забава?
Накануне выхода «Летучего корабля» только ленивый не осудил Гарри Бардина. Режиссер окрысился на то, что его не предупредили о съемках. Поэтому обложил кино:
- Это хамство, ремейк! В гробу я видал этот фильм.
После таких слов на киноклассика обрушились правдорубы с критикой: дескать, дедушка, охолонись. Во-первых, нельзя ругать новинку, не посмотрев, а во-вторых, «Летучий корабль» - сказка не твоя, а народная.
В итоге посмотрели, решили, что относительно оценок дедушка был прав. А что касается того, чья это сказка, то вспоминается диалог между двумя претендентами на руку царской дочери Забавы:
- Мой это корабль! - говорит трубочист Иван.
- Чем докажешь? - лениво интересуется боярин Полкан, замысливший стянуть изобретение.
- Слова я знаю заветные, - просто отвечает Ваня.
В итоге кто построил «Летучий корабль» и чья оказалась Забава - очевидно.
*ЛГБТ - экстремистская организация, запрещенная в России
Источник фото: Kinopoisk.ru