Однажды в детском саду у меня случился триумф. На занятии по рисованию учительница попросила изобразить радость. Почему-то почти все принялись изображать телевизор и погорели. Рисунки получились дурацкими: большой, плохо закрашенный черный квадрат посреди листа. Я поступила иначе….
Обмакивая кисточку в акварельные краски, я хаотично расставила на листе разноцветные кружочки.
- Действительно, очень радостно! - одобрила преподавательница и взяла мою работу на выставку.
В то время я не знала, что продолжаю опыты советского абстракциониста Юрия Злотникова (1930 - 2016). Некоторые его работы представляет собой именно такую живопись: разноцветные разбегающиеся по листу кружочки всех цветов палитры, кроме зеленого. Зеленый Злотников не очень жаловал.
На днях в Третьяковке на Крымском Валу открылась выставка Юрия Савельевича.
Ванговали, что ее закроют, не начав, поэтому запрятали сложнее, чем смерть Кощея: в самой дальней комнате, на четвертом этаже. Пройти сквозь выставку грузинских икон, найти лестницу...
Вообще-то в СССР его ценили как отличного портретиста, но настоящую славу художнику принесла серия работ «Сигнальная система», которая наряду с фильмом Хуциева «Мне двадцать лет» стала символом оттепели. Злотникова называли «советским Кандинским», разложивший цвет на составляющие.
Смысл палочек
Юрий Савельевич не получил высшего художественного образования. Однако в 1972 году стал членом Союза художников. Мастер занимался самообразованием, стал блестящим теоретиком искусства. Его «Сигнальная система» - это прототип модного сегодня симбиоза науки и искусства, кибернетики и семиотики.
Посмотреть на этот феномен и сделать вывод: дичь это или круто, теперь можно на Крымском Валу. В экспозицию вошли 64 произведения из той самой «Сигнальной системы» и 10 работ из серии «Протосигналы».
К открытию выставки подготовлен выход книги художника - теоретический трактат, научно объясняющий высокий смысл пестрых точечек и кривых палочек.