- Там у него точно не чай. Поверь старой пьянице, - сообщила одна авторитетная музыковедьма во время столичного концерта «Виртуозов гитары», где произвел фурор знаменитый бразильский музыкант Яманду Коста.
От других гитаристов Яманду отличается тем, что играет на бразильской семиструнке и между исполнениями разных музык попивает чай мате через трубочку. Виртуоз известен и в Европе, но особенно его полюбили в нашей стране. То, что вытворяет публика на его концертах - можно сравнить с коллективным экстазом какого-нибудь рок-мероприятия.
В чем феномен Коста? Чтобы узнать это, пришлось пробиваться на его выступление с кулаками. Билеты в Зал Чайковского раскупили заранее, свободных мест не было даже для журналистов.
На манер Шэрон Стоун
Яманду вышел в трехдневной щетине, эспадрильях на босу ногу и в шарфе, длиннющем, как перелет Москва - Рио. На тумбочку рядом с исполнителем поставили термосок и знаменитую кружку-калебас. Звездный гость победно оглядел битком набитый зал, сел и издал некую совокупность динамически окрашенных аккордов.
На сцену вышел высокий мужчина в сером, похожий на молодого Прохорова, и пояснил:
- Прозвучала милонга.
Яманду отхлебнул из кружки и снова взялся за инструмент. Музыкант импровизировал на ходу, показывая удивительные пассажи и чудеса джигитовки. В мгновение ока гитара перепрыгивала с одной коленки на другую, почти вертикально вставала на дыбы, подлетала в воздух, но не переставала звучать, когда музыкант делал ножками «эть» на манер Шэрон Стоун.
После каждого исполнения выходил долговязый конферансье и давал прозвучавшему название. Иногда можно было и не давать. По лицу виртуоза было понятно, что звучит. Несколько раз Яманду показывал лицом бородатую бразильянку, ищущую матримониального счастья. Еще несколько раз напевал национальные песни и присвистывал. Ну а в конце и вовсе перешел на «ла-ла-ла, на-на-на». Видимо, это были бразильские аналоги Цоя, песни «Фантом» и всего того, что льется в теплой компании, когда уже забыл слова, но душа требует песни.
Бурная ночь
В этом году «Виртуозы гитары» умудрились созвать именитых гостей. Помимо отечественных звезд жанра, Ровшана Мамедкулиева, Дмитрия Илларионова, Артема Дервоеда, выступал мексиканский гитарист, умница и интеллектуал Пабло Гарибай, поражающий знатоков чистейшим звуком.
Но почему-то возлюбила публика именно Яманду и, возлюбив, прощала ему все. И некоторые неточности, и то, что под конец выступления видавшая виды гитара с треснувшей декой совсем распоясалась, а седьмая струна стала сатанински греметь, придавая выступлению кастрюльно-кухонные нотки.
После концерта зал смел с прилавков диски музыканта. (Яманду долго сокрушался, что привез мало), а сам герой импровизировал до утра во всю свою латиноамериканскую удаль с российскими гитаристами. Экстравагантно-эротические фото импровизаций потом выложила в своих незапрещенных соцсетях российская виртуозка Вера Данилина, чем вызвала лютую зависть поклонников горячего бразильца.
Бурная ночь не помешала музыканту выступить и на следующий день на заключительном гала-концерте. Там немного опухший и всклокоченный Яманду повторил успех, сыграв свое знаменитое «Русское наследие» - произведение, посвященное России и написанное во время коронавируса.
Кого еще у нас обожали
Принято считать, что из всех классических музыкантов наш зритель больше всего уважает пианистов. В 1958 году после Конкурса Чайковского мы страшно полюбили молоденького американца Ван Клиберна. Окрестили его «Ванечкой» и буквально носили на руках. Оказывается, нечто подобное может случиться и с гитаристами.
Выдающийся испанец Андрес Сеговия был первой любовью русских зрителей. Он впервые побывал в СССР в 1926 году, а потом регулярно наведывался, впечатленный горячим приемом. Считается, что именно Сеговия сделал шестиструнную гитару популярной в нашей стране.
«Гитаристка так себе, зато женщина очень красивая!» - говорили об австрийской шестиструннице Луизе Валькер. Она приехала в нашу страну в 1935-м и сразила мужскую половину зала. За Валькер даже приударил гитарист Петр Агафошин, учитель Иванова-Крамского. Он одарил красотку шоколадными конфетами и потащил на репетицию оркестра. Но пожалел. Оказалось, девушке было глубоко наплевать на музыку. Всю репетицию она трескала конфеты и громко шуршала фантиками. Перед поклонником извинилась: мол, у вас, в России, такой вкусный шоколад... Никогда такого не ела...
Аргентинскую гитаристку Марию Анидо, или Мимиту, как ее чаще называли, российская публика обожала. Еще живы те, кто помнит знаменитый концерт Мимиты в Москве в 1956-м. Тогда восторженная публика несла гитаристку на руках до автомобиля.
Исполнительница приезжала не раз. Один из последних ее визитов состоялся в 1980-е, когда самой исполнительнице было уже под 80. Несмотря на преклонные годы, техника Мимиты по-прежнему впечатляла.
Улыбающегося бельгийца Франсиса Гойя с пластинок фирмы «Мелодия» помнят все, рожденные в Советском Союзе. Он не раз признавался в любви к нашей стране, говорил, что был русским в прошлой жизни, восторгался музыкой Александры Пахмутовой и много играл ее. Он стал первым артистом в своей нише, кому удалось выступить с оркестром Большого театра, под аккомпанемент русских народных инструментов и мужского хора.
Источник фото: Соцсети,Gitarre-archiv.at,Кадр телеканала «Россия-Культура»