Как любовница Гребенщикова* от женатого Сан Саныча из «Сватов» родила

Иноагент Борис Гребенщиков**
Иноагент Борис Гребенщиков**
Помните отважную медсестру Шурочку из советского телефильма «Батальоны просят огня»? А мать-манипуляторшу героя Константина Богомолова из его же недавнего сериала «Кеша должен умереть»? Обеих героинь с разницей в почти 40 лет сыграла прима Большого драматического театра в Санкт-Петербурге Елена Попова. Увы, в кино народная артистка России снимается не так часто, как выходит на сцену. А на личном у нее давно штиль: одинока, несмотря на то что в свое время была взаимно любима знаменитыми мужчинами, один из которых стал отцом ее единственного сына.

Своей первой и, возможно, главной любовью Попова называла Бориса Гребенщикова***. Тогда, в 1970-м, ей было - 14, а ему - 17. На лето Ленина мама Надежда Ивановна - танцовщица кордебалета Ленинградского театра музкомедии - отправила дочку в пионерлагерь Всесоюзного театрального общества в Сестрорецке.

- Боря* тоже туда приехал, - вспоминала народная артистка. - Романтичный, как будто из другого мира. Всегда с гитарой. Образованный, эрудированный, обаятельный, доброжелательный, чудесный… Я, правда, года два ждала, пока он на мою любовь ответит.

Их роман мог бы и не случиться. Но Гребенщиков* случайно встретил ее в городе.

«Елена
Елена Попова в 1990-м году 

- Взял меня за руку... Я до гроба не забуду этого ощущения, которого никогда больше не испытывала, - описывала свои эмоции Попова. - Ладошкой чувствовать чужую ладошку и понимать, что это твоя судьба. Могу бесконечно вспоминать о наших дождях, о Манежной площади, где нас окатило ливнем до ниточки. И как мы бежали до улицы Рубинштейна...

Мать музыканта Людмила Харитоновна в мемуарах «Мой сын БГ*» сухо описала, как вместе с родительницей Поповой разрушила счастье влюбленных:

«Когда у них завязался роман, Лена еще училась в школе, а Боря* был на третьем курсе [Ленинградского госуниверситета, где учился на математика]. Сын проводил с ней очень много времени. Мать Лены звонила мне и спрашивала: «Вы не считаете, что нашим детям нужно пожениться? Они так любят друг друга». Я не видела в этом никакой необходимости. После этого мама Лены запретила им общаться. Боря* очень от этого страдал».

«Елена
Народная артистка Елена Попова 

Долго страдала и Елена. И спустя много лет признавалась:

- Я храню не боль эту, а что-то другое… Хотя потом она, наверное, меня воспитывала и вела по жизни. И даже стала в моей судьбе роковой. Потому что я искала этого человека. Но тогда не знала, что такие чувства неповторимы.

Сбежавший папа

С детства ее, ребенка кулис, влекла мечта стать балериной. Но понимая, насколько горек хлеб танцовщицы, мать категорически запретила Елене поступать в Вагановское училище.  И тогда девушка загорелась выучиться на актрису.

В театральный институт Попова попала лишь с третьей попытки. Два года работала в библиотеке, реставрировала старинные книги и плакаты. А уже на третьем курсе ЛГИТМиКа ее пригласили в БДТ и сразу на главную роль.

«Юрий
Режиссер Юрий Аксенов 

- Режиссер Аксенов ставил пьесу Арбузова «Жестокие игры», и у него что-то там не ладилось с главной героиней. Увидев меня в учебном спектакле, он решил попробовать. С тех пор я все пробую и пробую в этом театре, - кокетничала актриса, не уточняя, что тот самый постановщик Юрий Аксенов, годящийся в отцы, стал ее мужем.

Их брак с 22-летней разницей в возрасте, похоже, сразу был обречен. А в 1984-м, на съемках эпопеи «Батальоны просят огня», Елена, как в юности, до дрожи в коленках влюбилась в партнера-москвича Александра Феклистова, играющего сержанта Елютина.

- Я легко увлекаюсь, и когда увидела Сашу, дар речи потеряла, - рассказала однажды Попова. - Он поразил интеллигентностью, душевностью, чувством юмора.

Несмотря на то что оба состояли в браках, Елена забеременела от Александра и родила сына Андрея. Эта связь на стороне разрушила ее брак, а Феклистов как ни в чем не бывало остался с женой-телередактором, с которой позже завел еще и дочку. Вторую в этом браке.

«Александр
Александр Феклистов в фильме «Батальоны просят огня» 

- Когда Андрюшке было года четыре, Саша приехал в Петербург со своей старшей дочкой Асенькой (Анастасия Феклистова родилась в 1979-м, хотела стать актрисой, но отец отговорил и пошла учиться журналистике, параллельно работая на ТВ - мама помогла. - И. С.). Ей было лет девять. Помню, мы все вместе шли по Катькиному садику. Сын взял Сашу за руку и сказал: «Папа...» Потом осекся и добавил: «Ой, а можно я буду вас папой называть?» Саша ответил: «Конечно, Андрюша». А когда малыш побежал с Асей вперед, я сказала Александру: «Клянусь, я ему никогда не говорила». Видно, ребенок сам почувствовал, что этот мужчина чуть больше, чем просто дядя Саша.

Феклистов регулярно навещал вторую семью, дарил подарки, помогал. Потом обрел суперпопулярность, сыграв Сан Саныча в сериале «Сваты». А после начала спецоперации записал видео, в котором выступил против России и сбежал в Барселону, которую полюбил еще в начале века.

«Недодала, понимаете?»

…В начале 90-х, вскоре после смерти главрежа и худрука Товстоногова, с БДТ стал плотно сотрудничать Тимур Чхеидзе. Зачастую главные женские роли в своих спектаклях он отдавал Поповой. В труппе не сомневались - у актрисы и постановщика роман.

- С Чхеидзе у меня был творческий союз, а все остальное, что о нас говорили, не важно, - отбояривалась артистка.

«Тимур
Тимур Чхеидзе 

Как бы там ни было, у нее открылось второе дыхание. Ведь до этого Елена натерпелась от режиссеров. Про Товстоногова, например, вспоминала, что была для него «девочкой для битья». Особенно после того, как позволила себе импровизировать в спектакле «Волки и овцы»:

- Георгий Александрович кричал, топал ногами, очки у него падали с носа, он их одевал, они снова падали. Это был какой-то ужас! Потом меня утешали Басилашвили и Стржельчик, успокаивали, что он со всеми крут.

А карьеру в кино Поповой якобы подпортил некий маститый кинорежиссер с «Ленфильма». Которому она отказала во взаимности. Вспоминала:

- Он был директором объединения и был так оскорблен! Спустя годы я узнала, что на несколько лет было наложено табу на мою работу в кадре. Недодала, понимаете?

«Елена
Елена Попова в фильме «Батальоны просят огня» 

Последний смысл жизни

Новый виток карьеры у Поповой связан с именем Константина Богомолова. Шесть лет назад муж Собчак решил ставить в БДТ спектакль «Слава» по одноименной пьесе Виктора Гусева. И поручил Елене Кимовне роль хирурга. А затем она получила предложение сняться в сериале Богомолова про архитектора Кешу, который юной любовнице изменяет с тремя бывшими женами.

- Я прочитала сценарий «Кеша должен умереть», мне он понравился, и, конечно, персонаж [мамы героя Богомолова] Анны Никитичны тоже. Почла за честь предложение снова с Костей поработать, - улыбается актриса.

На собственное материнство Попова теперь смотрит и с позиции своей героини. Говорит, что любовь к сыну (он окончил Военно-медицинскую академию и теперь работает в госпитале судмедэкспертом) и внукам порой может стать единственной и самой дорогой ценностью, последним смыслом жизни. Хотя какие ее годы - в апреле ей исполнится 68.


*признан Минюстом иностранным агентом



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов