Андрей Мисин: «Пугачева вернется на свое 75-летие»
- Андрей Александрович, поздравляю! Как отметили юбилей?
- Дни рождения давно не справляю. 50-летие в последний раз широко отмечал. А сейчас что? Возраст - это напоминание о приближении... понятно чего. Меня это не радует. В Индии, например, люди во второй половине жизни меняют имена. Чтобы не по старым заслугам их узнавали, а по нынешним оценивали. Вот и мне не хочется бронзоветь. Да и музыка, что я писал тогда и сейчас, сильно отличается. В 2000-м, на миллениум, я давал большой концерт в Вифлееме. Именно тогда почувствовал, что больше вот так, в сольном формате, не буду выступать. Но в сборных концертах работаю по сей день.
- В первую очередь вы композитор.
- Да. Пишу разным исполнителям: Пугачевой, Орбакайте, Буйнову, Лепсу, Кормухиной, Милявской. Для каждого из них - разная музыка и эстетика. А для меня это работа, заработок. Плюс возможность не костенеть и не писать на одну и ту же тему, а меняться. Хотя в нашем шоу-бизнесе есть правило: выпустил хит – значит, влево и вправо не отклоняйся. И до конца жизни пиши в такой же манере. Мало кому от этого удалось отойти. Хороший пример - Игорь Корнелюк. В начале карьеры он дал публике повеселиться и написал шлягеры типа «Билет на балет». А затем смог погрузиться совсем в другое пространство: стал создавать музыку для кино и сериалов. Чего только стоят его гениальные темы для экранизации «Мастера и Маргариты», над которой в 2000-х работал режиссер Владимир Бортко.
- А нового «Мастера и Маргариту» смотрели?
- Недавно. Там музыку Анна Друбич (живущая в США дочка актрисы Татьяны Друбич и покойного кинорежиссера Сергея Соловьева.) написала. На мой взгляд, ни одной яркой темы у нее не получилось. Как будто музыкальные обои приклеили. Корнелюку блестяще удалось все сделать - и хоровые, и оркестровые темы. А Друбич, к сожалению, нет.
За пивом в оперный театр
- После школы вы поступили в медучилище. Почему же не в музыкальное?
- Странно даже мне самому. Во дворе моего дома в городе Рудный, что в Кустанайской области, как раз было музыкальное училище. И папа спрашивал, не хочу ли я к нему присмотреться… А я выбрал медицинское. Причем расположенное не близко от дома, а в Челябинске. Не так давно летал туда на премию Олега Митяева. Все происходило в оперном театре. И я вспомнил, как 43 года назад был студентом и именно сюда прибегал. Но не за искусством, а чтобы попить лучшее пиво в городе.
- Что же вас привело к написанию мелодий?
- Мой знакомый в медицинском, где я был лидером студенческого ВИА «Арника», увлекался виниловыми пластинками. И когда я услышал у него музыку Баха в современной транскрипции, понял, что из училища пора уходить. И в 25 лет, уже отслужив в армии, поступил в Алма-Ате в музыкальное училище. Окончил его с отличием. В ресторанах играл и пел. Тогда так все делали. Выступал и во время службы в Белоруссии. И там же полвека назад со своей любимой супругой Еленой познакомился. Она на подтанцовке у нашего с ребятами коллектива была, потому что народными танцами с юности занималась.
- Так и пошла по это стезе?
- Нет, медицинский вуз окончила и всю жизнь в первом меде преподавала. Сейчас на пенсии. Нашей дочери Евгении 48 лет, она менеджер по персоналу. В честь моей мамы ее назвали. А внуку Саше - 28. Он специалист по мотоциклам и суперавтомобилям. В крупной компании работает - они гонки и автопробеги устраивают.
Попа с миллионными просмотрами
- Ваша самая успешная сольная песня - «Чужой»…
- Ее я выпустил в 1987 году, когда мне было 33 года. Полмира с ней объездил, а дальше не знал, куда мне в творчестве идти. Должен был внутренне созреть. В Канаде выступал на концерте, и ко мне зрители подошли с вопросом, в каком стиле выступаю. А никакого и не было стиля - просто русская музыка. Хотя раньше я и на западные образцы ориентировался. До того, как Билл Клинтон в 1992-м стал президентом США, выступал в его родном Арканзасе на фестивале. И даже не знал, что смотр проходит в рамках его избирательной кампании.
В свое время в качестве подработки с другом играл и на свадьбах на баяне. Ездил по белорусским деревням. Вот там и нахватался фольклора и народных песен. А рядом - граница с Польшей. И ловились их шикарные музыкальные программы с западными образцами, на которых тоже можно было поучиться.
- Нынешнее время вам близко?
- Не совсем. Сейчас часто слышу, что у меня очень сложная музыка. Но это не так. Просто пытаюсь изобразить поэзию, пишу философские вещи. Юрий Лоза правильно отметил: «Выпусти классную песню - будет 20 просмотров. А стоит любой девице показать голую попу - соберет 20 миллионов». Такая вот теперь жизнь. Зрителям стало гораздо интереснее наблюдать за тусовкой, чем за творчеством артистов. На мой взгляд, это телевидение затупило людей и плюс блогеры. Появился у кого-то случайный хит - и артиста тут же подхватывает продюсер. Наступило время не личностей, а проектов. Вот Шаман - это что, личность? Это проект, хотя и круто сделанный. Раньше-то он пел никому не нужные песни, а выстрелили у него патриотические хиты. Но дальше-то что с ним будет, когда время поменяется? Я не люблю проекты, а люблю имена. Им никто не диктует, что делать.
И рокерша, и хабалка
- Но ведь даже Аллой Пугачевой в начале ее карьеры управляли тогдашние продюсеры...
- Алла - талант, но, да, не было бы тогда ее мужа Стефановича, неясно, как бы далеко она дальше пошла. Он сделал ей огранку и запустил в определенное пространство. А когда у Павла Слободкина в «Веселых ребятах» пела, ею тоже управляли и направляли. И уже в 80-е годы достигла такого уровня, что стала суперзвездой и обрела самостоятельность. На днях мне, кстати, Алла звонила.
- О чем, если не секрет, говорили?
- О музыке. В трубке был слышен шум океана (по некоторым данным, певица с мужем-иноагентом и детьми сейчас живет на Кипре.), а у меня за окном - легкий морозец и слякоть. Она готовится к 75-летию (15 апреля.), очень хочет к этой дате подготовить большой концерт. Наверное, в Израиле. Вернуться хотя бы ненадолго к зрителю. Только что выпустила альбом из 15 песен - там и старые, и новые композиции. Но далеко не все их приветствуют: для многих те, кто уехал, больше не существуют. Но она говорит, что свободный человек и перемещается куда хочет. Воспитанием Гарри и Лизы не только сама занимается, там еще и няни с помощниками.
- Как и когда вы стали работать с Пугачевой?
- Наша первая песня «Московское время» вышла в 1997-м к 850-летию столицы. Алла ее в своих «Рождественских встречах» тогда исполнила. Она часто экспериментировала. И меня приглашала выступить. И я выходил с русской, совсем не коммерческой музыкой. Сама Пугачева раз в несколько лет меняла стиль. И рокершей становилась, и хабалкой. Я ее как-то спросил: «Зачем ты смешную хрень спела?» И получил ответ: «Хочется, Андрей, подурковать». Такая она всегда была. А многие артисты сейчас почему-то считают, что она им карьеру сломала.
- А разве не так?
- Нет, конечно. Никому ничего она не ломала. Это они свою неуспешность и бесталанность оправдывают. На моей памяти один только раз было, что она кому-то дорогу перешла. Но это бабская, а не музыкальная история. Ее тогдашний зять Володя Пресняков загулял от Кристины. Увлекся в начале 90-х Ликой Стар. И, понятно, недовольная Алла чем-то помешала Лике. А нынешнюю ситуацию с Пугачевой описывает пословица: «Каждый может пнуть мертвого льва».
- Она уже все ваши песни исполнила? Или готовите что-то новое?
- Еще в 1997-м я написал песню, которую Алла сразу забрала себе. Но до сих пор никак не запишет. Но просит: «Андрей, не забирай у меня ее. Я точно знаю время ее выхода!» Это точно: она лучше всех знает.
- Вам не хочется передать свой опыт новому поколению артистов? Например, пойти наставником в «Голос»?
- Интересный проект. Не часто, но смотрю. А сам наставником не пошел бы. У артиста должен быть свой репертуар, хиты. А перепевать чужие - это не более чем шоу. И если у ребят оттуда что-то и складывается, то только благодаря продюсерам. Вот ныне покойный Саша Градский им помогал. Ему нужны были артисты в его театр. Обычно человек на сцене и в жизни - абсолютно разный. А Градский в том же «Голосе» был без всякой маски. За это его и любили. В конце жизни Александр, когда я под рояль спел на одном из его концертов, сказал: «Андрей, ты последний русский композитор в этой стране!»
Кстати
- В последние годы Мисин пишет музыку и делает аранжировки для своего масштабного проекта «Псалмы русских поэтов». Его вдохновили стихотворения авторов XVIII–XIX веков - Сумарокова, Полоцкого, Кюхельбекера, Языкова, Бенедиктова, Брюсова и др.
- В 2006 году Мисин работал с Григорием Лепсом над его концертной программой «Лабиринт». После этого певец умолял композитора написать для него дуэт с Пугачевой. Но Андрей тянул со словами: «Хочу написать - напишу, не хочу - не напишу». В итоге не написал. И дуэта Лепса с АБ так и не случилось
- В 1994-м Мисин принял участие в национальном отборе на «Евровидение». Но занял лишь третье место.