Как Алька из «Женщин» превратилась в монахиню Веру
- Алька ушла - как острой бритвой ударило по сердцу, - написала соболезнование в соцсети зрительница, вспоминая одну из лучших ролей Яцкиной. - Человек железной воли и твердого характера, Галина Ивановна достойно прошла через тяжелые испытания. Истинно народная артистка. Хоть и не присвоили ей этого почетного звания за долгие годы честного служения искусству.
В 1960-е в нее, первокурсницу «Щуки», влюбилась вся страна. Галя сыграла ту самую Альку, Алевтину Ягодкину, главную героиню фильма «Женщины». Чистую и добрую девушку, которая без мужа родила ребенка, но при этом «грязь к ней не прилипла».
Никто и представить себе не мог, что начинающей актрисе каждый шаг дается тяжелей, чем русалочке. Что она с детства на инвалидности и что специально для нее в бутафорском цехе «Мосфильма» делали накладку под чулок. Так зрителям не бросалось в глаза, что одна нога у Гали чуть ли не вдвое тоньше другой.
Ребенок на замену
Ножка у нее сохла с трех лет. Саратовские врачи долго не могли поставить диагноз. А потом вынесли приговор: туберкулез кости. Следующие четыре года девочка провела на больничной койке в гипсе. А домой вернулась уже на костылях.
К тому времени мать, словно на замену ей, родила второго ребенка. Поддалась уговорам родственников: мол, Галя, конечно, хорошая девочка, но ведь калека...
- Храм, подойди к нам, кусочек дам, - дразнили хромую одноклассницу мальчишки.
Учителя глядели с жалостью. Тогда-то Яцкина решила, что наперекор всему станет счастливой.
К своему счастью лезла напролом. Колотила костылями обидчиков. Записалась в секцию гимнастики, чтобы разрабатывать больную ногу. А в старших классах, когда окрепла настолько, что можно было передвигаться без поддержки, пришла в театральный кружок легендарной Натали Сухостав при Саратовском дворце пионеров.
К тому времени ее лучший ученик Олег Табаков уже блистал в Москве. Авторитет Сухостав был непререкаемый: в доморощенный коллектив конкурс был больше, чем в некоторые столичные вузы: аж 15 человек на место.
Когда Галя закончила школу, наставница заявила безапелляционно:
- Знаешь что, поезжай в Москву. Талант в тебе есть. Олег поступил, и ты поступишь. Но только давай не во МХАТ, а в «Щуку»...
- Ну, какая из тебя актриса?! Ходишь еле-еле - и на том спасибо, - запричитала мать.
Но отец вытащил двадцатку из заначки.
- Если Галя дура, она и здесь в подоле принесет, а если умная - то и в Москве пробьется, - рассудил он.
Отцовская любовь
В свое время Людмила Гурченко говорила, что состоялась благодаря любви папочки, обожавшего свою «ягудку». То же было и с Яцкиной. Ее воспоминания об отце полны нежности. Еще когда она лежала в больнице с загипсованной ногой, он не пропустил ни одного свидания. Пробираясь к дочери даже в пургу и в метель, когда ни одного другого малыша родители не навещали.
- Приходил с обмороженными щеками и носом, а я гладила его, целовала и повторяла от любви и нежности: «Папа, папочка», - вспоминала Галина.
Много лет спустя, узнав, что его кровиночке делают операцию в далеком Кургане, отец сорвался туда и простоял несколько часов на морозе. В итоге забеспокоился сам доктор:
- Что за чудик, ведите его скорее, напоите чаем.
В конце жизни отец принял постриг и стал монахом Александром.
- Молитвенник в семье - это очень важно, я считаю, что благодаря ему у меня все сложилось хорошо, - повторяла Галина.
Зависть Вертинской
С поступлением все сложилось отлично. Некоторые тратят на штурм театральных вузов годы, а девочке-инвалиду все удалось молниеносно. Чтобы комиссия не увидела тонкую больную ножку, Галя встала в третью позицию. Читая отрывок из пушкинской «Полтавы», делала все, чтобы экзаменаторы не сводила взгляда с ее лица.
Когда к середине курса обман открылся, было поздно. Педагоги уже оценили ее талант.
- Давайте Гальку отравим. А чего ей все лучшие роли достаются, - то ли в шутку, то ли всерьез предложила Марианна Вертинская, учившаяся с ней.
Вообще-то студентам «Щуки» настрого запрещалось сниматься. За это с четвертого курса выгнали самого Никиту Михалкова. Но талантливой Яцкиной все сошло с рук. Уже на первом курсе ей предложили роль в фильме Искры Бабич «Половодье». А на третьем она попала в «Женщины».
- Тебе ничего не нужно играть, будь собой, - наказал молодой режиссер Павел Любимов.
Галя считала, что эта работа задала тон жизни:
- Я повторила свою роль в «Женщинах». Обе мы с моей героиней деревенские, наивные, доверчивые. Обеим пришлось воспитывать сыновей без отца…
Доктор последней надежды
Врачи настрого запрещали ей рожать: ребенок мог забрать костную ткань и лишить актрису способности ходить. Но Галина снова пошла наперекор.
От мужа, режиссера Леонида Головни, вскоре ушла с маленьким сыном Васей на руках. Рассудила, что двоих мужчин она вытянуть не сможет.
Меж тем предсказания врачей начали сбываться. Состояние ноги ухудшалось, доигрывать спектакль актрисе приходилось под обезболивающими. В итоге из «Ленкома» пришлось уйти.
- Подлечитесь - возвращайтесь, - напутствовал ее Марк Захаров.
Галина уже почти не могла обходиться без костылей. Но и в таком состоянии снялась в «Уроках французского» - экранизации повести Валентина Распутина. Автор сам выбирал ее на образ матери, пораженный невероятной болью в глазах Яцкиной.
Роль давалась нелегко. Приходилось запрыгивать в грузовик, самостоятельно ходить в тяжелых кирзовых сапогах по проселочной дороге. И ни лицом, ни жестом не выдавать мучений, с которыми дается каждый шаг.
Московские врачи считали, что к актрисе вернулся туберкулез, и некоторое время держали в палате в компании откинувшихся с зоны дам. Лечение не давало эффекта. И тогда Галина обратилась к курганскому профессору Илизарову. Посмотрев снимки, знаменитый ортопед заметил:
- Может, я чего-то и не понимаю, но туберкулеза не вижу.
«Доктором последней надежды» назвала Яцкина профессора Илизарова в своем документальном фильме.
Молния на брюках
Профессор придумал для актрисы особую конструкцию своего аппарата, а когда закончил операцию, аж крякнул от удовольствия:
- Ну вот, будешь играть, будешь водить машину, будешь морочить голову мужикам.
Почти год провела Яцкина в илизаровском центре, и с доктором у нее сложились особые доверительные отношения. Гавриил Абрамович любил красивых женщин, прихорашивавшихся при его появлении.
- Больная, которая красит губы, быстрее поправляется! - уверял он.
Галю отправляли к пациентам, плохо переносившим боль: своим примером она утешала и вселяла надежду. А когда приезжала какая-нибудь делегация, доктор обязательно выводил красивую актрису для демонстрации своего изобретения.
Галине сшили специальные расклешенные брюки с молнией на боку. Сначала шагом манекенщицы она дефилировала туда-сюда, потом расстегивала молнию и демонстрировала удивленным зрителям аппарат на ноге.
- Вот, совсем незаметен! И веса почти не чувствуется! - ликовал Илизаров.
Галина кивала головой, не выдавая то, что доктор лукавил: конструкция весила почти восемь килограммов!
Увела роль у Купченко
Илизаров оказался абсолютно прав насчет ролей и даже вождения машины. После выхода из больницы Галина как лучшая актриса получила первую премию Всесоюзного фестиваля за роль адвоката в фильме Вадима Абдрашитова «Слово для защиты». Изначально роль предназначалась Ирине Купченко и та даже сыграла половину фильма, но заболела, и в итоге переснимали Яцкину.
За год, проведенный в больнице, Галина успела написать кандидатскую диссертацию на тему «Специфика работы театрального актера в кино». Понимая, что вряд ли сможет долго играть, приняла решение уйти в преподавание. И с 1979 года на протяжении 17 лет трудилась на кафедре актерского мастерства.
Первой среди коллег Яцкина ездила преподавать в Афганистан, где не раз оказывалась на волосок от смерти. В родном отечестве среди ее учеников были актеры Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и даже Борис Ельцин, которого она консультировала в умении правильно держаться перед людьми.
Приглашение от рэкетиров
В 90-е она занялась бизнесом. Возила шмотки из Китая, растаможивала грузы, моталась на своих «Жигулях». Нередко актрису обманывали на большие деньги, и приходилось иметь дело с братками.
- Слушай, тетка, что ты мучаешься за копейки, иди к нам. Будешь своим авторитетом двери в высокие кабинеты открывать, - приглашали ее рэкетиры.
В итоге с бизнесом пришлось покончить, а накопленные деньги актриса пустила на поддержку нашего кино. Первый фильм, в который вложилась Галина, дивидендов не принес, но она не жалела о потраченных средствах.
Создала компанию «Киноконтакт» и вместе с сыном занялась собственными проектами.
- Если ты взобрался на горку, помни, что тебе помогли это сделать, - учила ее Натали Сухостав.
Первым делом Яцкина сняла кино о своей наставнице, а потом - один за другим - еще семь фильмов о людях, которые помогли ей в жизни.
Православная миссия
К сожалению, кино Галины Ивановны не показывали на больших экранах и широкому зрителю оно было неизвестно. Работы оказывались неформатными, ведь в своих лентах актриса размышляла о Боге, давала слово священникам и высказывала крамолу. Так, к примеру, в фильме о докторе Илизарове сотрудник больницы довольно убедительно рассуждает о преимуществах советской системы здравоохранения, которую уничтожили ельцинские клевреты.
- Мне не раз предлагали деньги за фильмы, но с условием, что их перемонтируют так, чтобы сделать более нейтральными, - рассказывала Яцкина. - Но я всегда отказывала и защищала свои работы.
Верным помощником матери стал ее сын Василий. Он так и не обзавелся семьей, но стал православным миссионером. Выступая в разных городах и странах, показывал в том числе документальные фильмы, снятые на студии его матери.
До своего 80-летия Галина Ивановна не дожила всего три месяца. Но успела закончить земные дела: выполнила наказ учителей, а в конце жизни, как и отец, приняла постриг. За несколько дней до смерти Алька из «Женщин» стала монахиней Верой.