На могиле любовницы Владимир Меньшов понял, что сломал ей жизнь
Искренний рассказ Владимира Валентиновича о верности своему делу и его неизвестных дамах читается на одном дыхании.
Нонна и ее соперница
Когда Володя был в восьмом классе астраханской школы, по всей стране отменили раздельное обучение и их соединили с девочками. И в драмкружке он по уши влюбился в тамошнюю звездочку Нонну Богунову.
- Симпатичная девочка, чем-то похожая на Нину Иванову из «Весны на Заречной улице», - отмечал будущий режиссер, сравнивая свое половое созревание с реакциями пса-кобеля. Для которого главное - обнять передними лапами любой предмет и начать характерные телодвижения.
- Похотливость очень меня тяготила, - отмечал Меньшов. - Мы учились с Нонной в разных сменах, и вместо школы я бежал к ней домой. Близости у нас не случилось, но все же прикосновения, ласки, поцелуи и объятия были. А еще была подруга, которая, интригуя, из зависти завела со мной роман. И все это, безусловно, оказалось гораздо важнее учебы. Школу я окончил, можно сказать, по инерции.
Замужняя Ирина
После школы Владимир несколько раз сдавал экзамены во ВГИК, но преодолеть конкурс смог много позже. А в перерывах между этим попробовал себя в разных профессиях. В 1960-м в 21 год рванул в Воркуту. Вкалывал шахтером, а потом устроился на местное ТВ помрежем. Там на глазах у всех завязался роман с редактором кинопрограмм Ириной Гвоздевой.
- Выглядело это не слишком уместно, ведь Ира была замужем, - отмечал Меньшов.
За эту страсть ему пришлось поплатиться:
- Несколько коллег ее мужа (оператор по фамилии Берлин тоже работал на телестудии) после очередной богемной пьянки скопом меня отмутузили. Заранее сговорившись, они вероломно меня напоили и, защищая честь обманутого супруга, разбили о мою голову осветительный прибор.
Любовный пыл парня это не остудило. В ссадинах и синяках он пришел на студийный вечер в честь Первомая и у всех на виду пригласил Ирину на танец.
- А позже я еще и пошел выяснить отношения с ее мужем, - не стал скрывать народный артист, уточнив, что вскоре возлюбленная сбежала к его другу Коле.
Дочка художников
В очередной раз приехав в Москву для поступления, Меньшов по рекомендации коллеги по Воркутинской телестудии, поселился в центре города в интеллигентной семье художников - родственников знаменитой портретистки Зинаиды Серебряковой. Наследница хозяев моментально в него влюбилась.
- Жил я в Москве не по средствам, тратил деньги (в том числе и те, что присылала тайком от отца мама) на вещи, мягко говоря, необязательные, - признавался мэтр. - И водил по ресторанам дочку приютивших меня художников. Ей - 17, а мне уже 21. Взрослый мужчина по меркам недавней школьницы. А вот со ВГИКом у меня не заладилось, не удалось преодолеть даже предварительный этап - консультацию.
Девственница Неля
Пришлось ему поработать и матросом на водолазном катере в столице Азербайджана, где когда-то появился на свет. Делится в книге:
- Работа оказалась не бей лежачего. Судно стояло на причале центральной набережной Баку, мы приходили на работу, поднимались на борт, и можно было ложиться спать, а если выспался, валяйся с книжкой в руках. Единственной моей обязанностью было мыть палубу.
Поселился Володя у тетки и в качестве развлечения стал клеиться к живущей по соседству девушке Неле из рабочей семьи, «тихой, скромной, чистой», как описывает ее Меньшов:
- Зашли мы далеко. У нее это было впервые, хотя Неля была, кажется, даже чуть постарше меня. В какие-то минуты я, конечно, задавался вопросом: «Что я делаю? Ведь она уверена, что я женюсь на ней…» Но вовремя прекратить кобелячье приключение оказалось не в моих силах.
Снова уехав в Москву, Владимир полгода с подружкой переписывался, а потом объявил, что нужно расстаться. В ответ получил письмо от мамы девушки, что та пыталась покончить с собой.
- Неля так и не вышла замуж, - отмечает он. - Позже устроилась на работу в бакинский метрополитен и даже дослужилась до какой-то начальницы. А умерла довольно молодой, когда ей было немного за пятьдесят. В последний свой приезд в Баку я попросил брата Славика свозить меня на Нелину могилу. Положил у надгробия цветы и попросил прощения. Сейчас выглядит красиво, звучит эффектно, а я ведь действительно сломал ей жизнь.
Поклонница Оля и ее дочка-актриса
Поступив наконец во ВГИК, он закрутил роман с однокурсницей Верой Алентовой, которая и стала его единственной женой. Когда их дочка Юля еще ходила в детсад, пара на время расходилась.
- Вышла дурацкая история, что называется, по пьянке, которую язык не поворачивается назвать изменой... Вера проявила мудрость и вроде бы даже простила, но в отношениях произошел надлом, - описывает эту ситуацию Меньшов.
Вскоре у него завязались отношения с девушкой Олей.
- Это было одно из редких писем, которые мне, как актеру, прислала поклонница, - вводит он в курс дела читателей мемуаров. - Она хотела быть актрисой, работала где-то в бухгалтерии. Я решил ее убедить, что в артистки идти не стоит. Мы встретились, и в результате она осталась у меня. Оля жила с родителями, но вскоре получила однокомнатную квартиру на окраине Москвы. Мы вместе ее обставили - получилось симпатично. Я поселился у нее, и все меня как будто устраивало. Было куда возвращаться после очередной поездки на съемки.
Тогда он работал над режиссерским дебютом - фильмом «Розыгрыш». Но находил время и на дочку - регулярно забирал Юлю погулять.
Прознав, что к Алентовой начали соваться другие мужчины, Меньшов пригласил ее на премьеру своей ленты о старшеклассниках. И там поймал Верин заинтересованный взгляд, который дал надежду. Через какое-то время, вернув Юлю с очередной прогулки, напросился уложить дочку. Что ему было позволено. А дальше:
- Когда Юля наутро проснулась и открыла дверь в мамину комнату, то увидела в постели и меня. Заметив, что ребенок потрясен, Вера из-под одеяла проинформировала: «Папа теперь будет жить с нами».
Через полгода Ольга вышла замуж.
- Прошло много лет, и однажды я оказался в съемочной группе с молодой артисткой, которая носила такую же фамилию, что взяла после замужества Оля. Фамилию вполне распространенную, но что-то меня толкнуло спросить: «А девичья фамилия у твоей мамы такая-то?» - «Да, а откуда вы знаете?» Я придумал какую-то отговорку, но понял: стоящая передо мной девушка понятия не имеет, что я как-то был связан с ее мамой. И это, надо сказать, сильное решение: Оля отрезала по живому, и с определенного момента я перестал существовать в ее жизни…