В романы Ларисы Лужиной встревали ее наставница и муж
Подкосила актрису и смерть в 2020-м отца ее единственного сына - бывшего супруга Валерия Шувалова. Они до конца дружили. Два из четырех мужа Лужиной, в том числе Шувалов, были кинооператорами. И этим, как впервые призналась «Экспресс газете» Лариса Анатольевна, ее близкие отношения со знаменитыми представителями данной профессии, не ограничивались.
Имя Лужиной прогремело на весь мир в 1962-м. После премьеры военной драмы Станислава Ростоцкого «На семи ветрах» ее вместе со съемочной группой пригласили на Каннский фестиваль. А потом Владимир Высоцкий, с которым красавица снималась в фильме «Вертикаль», слушая ее рассказы о Франции и вздыхая: «Куда мне до нее...», написал и посвятил ей песню «Она была в Париже».
Особенно Володю забавляла история, как, находясь в городе романтики и любви, Ларочка однажды вечером сбежала из гостиницы, чтобы прогуляться. И очень удивилась, почему в какой-то момент все мужчины вокруг стали похотливо на нее пялиться. Оказалось, сама того не понимая, она случайно забрела на «улицу красных фонарей».
Объект обожания
Высоцкий дружил с первым мужем Лужиной - кинооператором Алексеем Чардыниным, часто бывал у них в гостях. И несмотря на это, довольно настойчиво оказывал Ларисе знаки внимания. Но она уверяет, что не обращала на них внимания, потому что «он не герой ее романа».
И только теперь Лариса Анатольевна решилась признаться, что на съемках ленты «На семи ветрах» потеряла голову от любви к оператору картины Вячеславу Шумскому. Несмотря на то что их обоих связывали семейные узы.
Казалось бы, в кинофильме вместе с ней снимались харизматичные и умные Вячеслав Тихонов, Леонид Быков и Владимир Заманский, но сердце выпускницы ВГИКа, высокой зеленоглазой красавицы чаще билось именно при виде Шумского.
- Так я устроена, - объяснила народная артиста России, - на съемках мне был обязательно нужен объект обожания. И, как правило, влюблялась в операторов. У меня и романы были с ними. Как только увидела Вячеслава Васильевича Шумского, сразу покраснела. А он, на минуточку, потрясающий профессионал (снял «Дом, в котором я живу», «Три плюс два». - М.Б.), потом работал и на многих других фильмах Станислава Ростоцкого - «Доживем до понедельника», «… А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо».
Объект ее грез, кстати, годился Ларочке в отцы - оказался старше почти на 18 лет.
- Но, знаете, он был так похож на Генри Форда, - мечтательно припомнила кинозвезда, - что, я влюбилась. И это заметили все, в том числе Ростоцкий. А ему, как оказалось, на каждой картине тоже надо было в кого-то влюбляться. И он вдруг принялся симпатизировать мне. Стал ревновать, да еще так сильно!
Простить и отпустить
Слух о назревающем любовном треугольнике докатился до педагога Лужиной во ВГИКе - Тамаре Макаровой. Актриса была мастером в решении сердечных дел и, как известно, простила своему благоверному Сергею Герасимову не меньше лямуров на стороне, чем тому же Ростоцкому его супруга - актриса Нина Меньшикова.
- Тамара Федоровна написала мне большое письмо о том, что нужно серьезнее относиться к роли, нужно работать над образом, жить жизнью своей героини, а не моими собственными чувствами, - вспомнила Лужина. - Я поняла, что Макарова очень встревожена нашей ситуацией и никак не хотела, чтобы ее ученица разбила одну из самых крепких и красивых пар в кинематографе, семью Вячеслава Шумского с актрисой Людмилой Шагаловой. К счастью, этого не случилось. Правда, я-то взяла себя в руки, а вот режиссер Ростоцкий, напротив, повысил активность по отношению ко мне. Его жена Нина Евгеньевна понимала, что мужу нужна муза, и этой музой для него вдруг стала я.
Пикантность ситуации заключалась в том, что поначалу Станислав Сергеевич хотел снимать другую актрису, свою любимицу из Малого театра, но именно Герасимов, который курировал ленту, настоял, чтобы коллега выбрал их с женой ученицу Лужину.
От переходящих всякую грань ухаживаний режиссера Ларису тогда спас ее законный супруг.
- Леша Чардынин однажды приехал на съемочную площадку и по-мужски поговорил с Ростоцким, - объяснила Лужина. - Алексей очень ревновал меня. Но через три года мы с ним расстались...
Незримое счастье
Что же касается оператора Шумского, он до последнего вздоха прожил с актрисой Людмилой Шагаловой. Ее знали и любили по культовым ролям в «Молодой гвардии», «Женитьбе Бальзаминова», «Верным друзьям», а одной из последних работ Людмилы Александровны на экране стала мама героя Владимира Меньшова в комедии «Где находится нофелет?».
В 90-х Шагалова полностью ослепла. Но считала себя счастливой и жалела лишь о том, что не может видеть лица родных. Мужа, который тогда навсегда выключил в их доме телевизор и в солидарность со второй половиной решил, что отныне они будут только слушать радио, называла единственной любовью всей жизни.
А когда он скончался в 2011-м, без него выдержала всего год и ушла следом.
Только факт
- У Ларисы Лужиной, называющей себя «бабушка-праздник», три внука: Даниил, Матвей и Прохор.