Казалось, публикация мотивировочной части по делу Камилы Валиевой внесет ясность в непонятные моменты. Но она вызвала лишь новый вал идиотских домыслов и травли. В погоне за броскими заголовками авторы, не соизволившие прочесть документ, публикуют чушь, дезинформируя людей, далеких от фигурного катания. Мы решили развеять самые частые заблуждения и ответить на самые дурацкие вопросы.
Почему защищенному лицу дали максимальный срок - четыре года?
Статус защищенного лица автоматом срок не снижает. Только если доказать, что запрещенное вещество попало в организм не намеренно - можно отделаться небольшим сроком дисквалификации, а то и вовсе предупреждением.
Вот как было с 15-летней ямайской пловчихой Маккензи Хидли. В двух ее пробах находят пять запрещенных веществ - стероидов и сжигателей жира. На слушаниях в ямайской антидопинговой организации она божится: это случайность! Да? - говорят там. - Ну ладно, предупреждение тебе. Иди детка, плавай.
Были ли там доказательства непреднамеренного употребления, фиг знает. Документы не публиковали, ведь она защищенное лицо.
Но когда РУСАДА попыталось действовать по такому же сценарию, ВАДА, даже не дожидаясь окончательного решения, объявило: мы с ним не согласимся и передадим дело в CAS. Ну а тамошние судьи развели руками: конечно, Валиева - честная девочка и ничего плохого не сделала. Но ведь она не смогла этого доказать. Вот мы и вынуждены, как взрослой, влепить ей четыре года. Да, это очень жестоко! Но таковы правила, не мы их написали.
Что за дурацкая версия с дедушкиным стаканом воды и вообще был ли дедушка?
Версия как версия, не хуже других - вроде попадания стероидов из помады или кокаина через половой акт принимавшимися CAS. Потом вспомнили о клубничном десерте, приготовленном дедушкой, тоже подходящий вариант.
Родственник, правда, не кровный, а отец партнера Камилиной мамы. К великому сожалению, общаться со стороной обвинения отказался - то ли испугался, то ли личные отношения испортились. Лишь отвечал на вопросы РУСАДА по электронной почте.
Но раз уж адвокаты продолжали использовать версию с дедушкой, то его медицинские документы могли затребовать для суда через правоохранительные органы.
К слову, были представлены еще две версии: загрязнение спортивного питания на производстве и отравление конкурентами. Но и по ним - ни фактов, ни документов. И это уже большой вопрос к компетентности адвокатов.
Зачем девочку пичкали коктейлем из 60 препаратов?!
Опубликованный в документе CAS список препаратов - это то, что Камиле вообще выписывали в течение двух лет. А не то, что она обязательно принимала, и тем более не то, что обнаружено в ее допинг-пробе.
Там упоминаются витамины, препараты железа, средства от простуды (леденцы от боли в горле и кашля, капли от насморка), профилактические средства вроде имудона и гриппферона, пластыри для спины, гели, применяющиеся при ушибах и растяжениях. Да и не 60 их там - если внимательно почитать список, можно заметить, что некоторые наименования повторяются 2-3 раза.
Как тренер мог не знать, кто защищал ее спортсменку?
- Относительно вердикта у меня один основной вопрос: «А хоть кто-то защищал Камилу на слушаниях?» Потому что хуже вердикта быть и не могло, - написала Этери Тутберидзе в соцсети после оглашения решения.
«Тренер не знает, кто защищал спортсменку, ей плевать на Камилу!» - понеслось по Интернету. Такое впечатление, что люди разучились читать. Неужели непонятно, что Этери Георгиевна имела в виду не «были ли вообще защитники на суде», а «адвокаты что-то сделали, чтобы защитить фигуристку?!».
Почему Этери Георгиевна не выступала на суде?
Еще один повод плюнуть ядом в Тутберидзе, фамилию которой не нашли в списке дававших показания. Вот только свидетелей определяют адвокаты и сторона обвинения. Нельзя добровольно попроситься выступать. Этери Георгиевна давала показания РУСАДА, видимо, их посчитали исчерпывающими.
Тутберидзе должна была взять вину на себя!
Эмоциональный комментарий дала легенда фигурного катания Татьяна Тарасова: мол, случись такое с моим спортсменом, я бы взяла вину на себя. Ее горячо поддержала Яна Рудковская, хотя год назад у белорусской спортсменки Варвары Кисель, тренировавшейся в «Ангелах Плющенко», был обнаружен фуросемид. И что-то Евгений Плющенко промолчал…
Кричать о собственном геройстве в случае «если бы…» легко. Только реальность такова: по кодексу ВАДА ответственность за попадание в организм запрещенных веществ в любом случае несет спортсмен. Бывает, что доказывают вину тренера, тогда отстраняют и его. Но с атлета это вины не снимает.
Кому было бы легче, если бы Этери Георгиевна соврала, что лично кормила Валиеву триметазидином? Камиле - точно нет. Тутберидзе - тем более, ведь за ней огромный коллектив фигуристов, тренеров, специалистов, на который упала бы тень. А главное, ни та, ни другая не виноваты, так почему надо каяться?
Где болталась проба Камилы 1,5 месяца?
Проба была взята 25 декабря 2021 года в Санкт-Петербурге. 29 декабря ее привезли в Стокгольм. Там из общего объема выделили пять доз для первичного анализа (стандартная процедура). Результат изучали 11 января (в Швеции тоже длинные новогодние праздники). В одной из доз увидели следы триметазидина. Но обнародовать результат первичной проверки нельзя, нужно подтвердить его.
Для этого взяли новые дозы. Что-то в них не понравилось. Поэтому в лаборатории разработали новую методику (!) определения триметазидина и уже в очередной, десятой дозе подтвердили наличие вещества. Это было 7 февраля, Валиеву уведомили на следующий день.
Во время первых слушаний представители лаборатории объясняли задержку пандемией и полегшим от ковида в полном составе персоналом. Теперь вдруг вот эта история с перепроверкой и новой методикой.
Защита просила документацию по тем самым промежуточным дозам, чтобы понять, почему не было уведомления еще на том этапе, в середине января. Из Швеции ответили: не дадим! Но честное слово, тогда мы не могли ничего сказать.
Что будет с фигуристкой?
Сейчас Камила не может принимать участия в мероприятиях с государственным участием. Поэтому шоу Татьяны Навки не подходят, ведь на них выдают гранты. Нельзя тренировать, давать мастер-классы, сопровождать спортсменов в качестве персонала. А самой заниматься можно только на коммерческом катке, но без своих тренеров. Любое нарушение ведет к удвоению срока дисквалификации. При этом некоторые правила сформулированы очень размыто.
Отстранение закончится 25 декабря 2025 года. Официально тренироваться Камила может начать за два месяца до этого. Ей будет 19 - нормальный для выступлений возраст, если продолжать поддерживать форму.
Вопрос в том, захочет ли она возвращаться на лед после пережитого или пойдет совершенно другим путем. Главное сейчас - психологическое равновесие, чтобы как можно быстрее пережить этот период. Чего мы Камиле от всей души и желаем.
Источник фото: Соцсети,Youtube.com,Globallookpress.com/© Vladimir Baranov, © Matti Matikainen