Почему сорвалось ток-шоу по поводу 30-летия «Взгляда»
2 октября 1987 года состоялся первый выпуск безымянной вечерней программы, которая затем получила название «Взгляд» и стала самым рейтинговым ТВ-проектом в истории отечественного телевидения (с аудиторией около двухсот миллионов зрителей). К 30-летней годовщине один из «взглядовцев» Евгений ДОДОЛЕВ, выпустивший в 2011 году журналистский бестселлер «Битлы перестройки», подготовил ещё одну книгу, которую назвал «Мушкетёры перестройки. 30 лет спустя».
– Евгений, в очередной книге вы по-прежнему пытаетесь романтизировать своих коллег?
- Я отнюдь не романтизирую журналистов, но на начальном этапе в нашем репортёрском цехе действительно царил мушкетёрский дух и совершались геройские поступки.
Потом, когда условно говоря «появились деньги» и ельцинские младореформаторы провозгласили – «обогащайся или умри», начались разборки и журналистская солидарность растворилась в дрязгах.
– И сейчас никто из «взглядовцев» не дружит между собой?
– Ну, здесь вопрос в том, что называть этим словом – «дружба». Дипломатические отношения поддерживают Мукусев с Политковским, и Любимов с Демидовым, экс-коллеги встречаются время от времени. Думаю, что во вторник многие увидятся на очередной церемонии ТЭФИ.
Кстати, 2 и 3 октября в эфире Первого канала планировались «две серии» выпуска ток-шоу «Пусть говорят», посвященного 30-летию «Взгляда».
Как знаю со слов основательницы «Взгляда» Киры Прошутинской и «взглядовского» режиссёра Татьяны Дмитраковой, съёмка сперва была запланирована на 24 сентября. Константин Кинчев (мне его родственник Владимир Мукусев об этом рассказал) специально ради этого приехал в Москву. Затем мероприятие перенесли на 1 октября.
А утром 30 сентября редактора обзвонили приглашённых и объявили об отмене записи по причине «отсутствия кворума»; как они объяснили потенциальным гостям, им так и не удалось договорится с теми, кто «Взгляд» делал.
Знаю, что Политковский прийти отказался, а Мукусева, например, и вовсе не пригласили, как и пять лет назад, когда Андрей Малахов собирал людей в студии «Сегодня вечером» по случаю 25-летия программы.
– Вы, я помню, были на той передаче. Тогда ведь за столом у Малахова собрались многие: Демидов, Захаров, Ломакин, Любимов, Лысенко, Малкин.
– Да, но Политковского и тогда не было, а Дмитрий Захаров ушёл из студии прямо в разгар записи, заявив, что обсуждаемое к «Взгляду» отношения не имеет.
– А действительно не имело?
- Ну, всё относительно, конечно. Что-то на самом деле было «мимо кассы», что-то как бы «по касательной».
Мне лично тогда было любопытно вступить в коммуникацию с гениальным ТВ-провокатором Невзоровым (команда Малахова организовала теле-мост с Питером). Дело в том, что ведущий культовой ленинградской программы «600 секунд» появился на экране всесоюзного ЦТ именно в том выпуске, который мы делали вместе с Александром Любимовым и Константином Эрнстом и с тех пор все упомянутые претерпели значительные метаморфозы.
– Никто из них уже не работает в кадре…
– В конце 80-х Эрнст начинал как режиссёр, он только свой «Матадор» вёл, насколько помню. И, возглавив Первый канал после убийства Владислава Листьева, тот проект закрыл.
– Почему?
– Но ведь странно выглядит, когда руководитель канала выступает и в роли ведущего; Иван Демидов тоже вынужден был отказаться от позиции Рулевого «МузОБОЗа» после того, как стал генпродюсером канала ТВ-6.
Между прочим, не исключаю, что Любимов станет новым ведущим «Жди меня» теперь, после того, как этот проект покинул Первый канал. Помню, что режиссёр Татьяна Дмитракова, которая лишь в этом году покинула это шоу, всё время предлагала Александру Михайловичу занять место ведущего.
– «Жди меня» это проект телекомпании «ВиД»?
– Да, так же, как и «Поле чудес», которое уже четверть века приносит прибыль… Это, между прочим, к вопросу о деньгах, – ещё одно «яблоко раздора». В своё время, ну, собственно, сразу после расстрела Листьева 1 марта 1995 года, Любимов мастерски выстроил интригу под девизом «Мы должны отдать акции Первому каналу» и тогда на акционеров очень сильно надавили.
Политковский сопротивлялся, как он мне рассказывал, дольше всех. Демидов, вдова Листьева, Разбаш и Горожанкин сдались раньше, если мне память не изменяет. Главное, что каким-то чудесным образом акции оказались у Любимова, что доказывает: он обладает организаторским талантом и верным бизнес-чутьём.
Вот вы спрашивали про дружбу. Этим летом, когда готовил к печати «Мушкетёров перестройки», спросил у Дмитрия Захарова, почему он тогда, в 1990 году не стал акционером телекомпании «ВиД». И он мне доходчиво объяснил, что просто хотел остаться другом для своих соратников. Ибо уже тогда понимал: совместный бизнес и дружба трудно совместимы.
Читайте также: Какие тайны скрывает Останкино
20 фактов о «Взгляде»
Для EG.RU Додолев отобрал из книги «Мушкетёры перестройки. 30 лет спустя» 20 малоизвестных (или за 30 лет – забытых) фактов.
01.
20 лет назад, в 1997 году был проведён аукцион, который вел Леонид Якубович; среди лотов были черные очки Демидова, фирменная жилетка Андрея Разбаша, «бабочка», одолженный по легенде Листьевым Якубовичу. Который тогда и озвучил: «Легендарная куртка, в которой Политковский вёл «Взгляд». Стартовая цена - один доллар!». Один. Доллар.
02.
Украинский политолог Лев Вершинин для книги сказал:
«Если уж на то пошло, главным гражданским подвигом Политковского и Любимова я бы назвал их поступок в ночь с 3 на 4 октября 1993, когда они сказали «Чума на оба дома» и пошли спать».
03.
Анатолий Лысенко:
«Пришли, кстати, действительно трое, а не четверо, как принято считать. Картинный Саша Любимов, денди-бой, масса зубов, все такое. Усатый Влад Листьев, такой очаровашка. И абсолютно никакой Олег Вакуловский. Потом, буквально через неделю, пришел ещё и Дима Захаров».
04.
Про деньги: гонорары во «Взгляде» были мизерные — от 3 до 7 рублей за эфир.
05.
Самый распространённый мифов – Марк Захаров сжёг свой партбилет в прямом эфире, однако Владимир Мукусев внёс ясность: режиссёр сделал это «не во «Взгляде», а в собственной передаче, которую он вёл на ТВ короткое время», а бывший взглядовский звукорежиссер Вера Глаголева уточнила: «называлась «Киносерпантин», по-моему».
06.
Соавтор знаменитого ТВ-шоу «12 этаж» Иван Кононов делал сюжет для «Взгляда» про авантюриста Андрея Разина; он мне рассказал:
«Я выпустил Андрея на Пушкинскую площадь в качестве корреспондента, который стал зазывать публику на встречу «с самим Разиным». В самый разгар появился я в роли «Ласкового мая» (Самого Разина). Все поверили».
07.
Один из выпусков «Взгляда» вела бригада ведущих-девушек. В том выпуске Кашпировский протыкал иглой руку в прямом эфире сотруднику ЦТ Вадиму Белозерову и ведущая Галина Каретникова, по словам выпускающего Владимира Мукусева, «практически упала при этом в обморок».
08.
«Меру в женщинах и пиве он не знал и не хотел» — по собственному признанию Влада Листьева это его любимая поговорка студенческих лет.
09.
В последнем из запланированных выпусков программы (снятой с эфира накануне 1991 года) начало режиссером Иваном Ивановичем Демидовым планировалось такое: ведущие в лагерных робах расположились на снегу у костра и вспоминают свое разудалое «взглядовское» прошлое (снималось, кстати, рядом с Башней, в леске у Останкинского пруда).
10.
В 1989 году во «Взгляде» эфирились сюжеты видео-приложение к «Комсомольской правде»: репортажи о сохранившемся в Восточной Сибири сталинском лагере, о женской колонии в Подольске и о нудистах. А в 1991 году, после закрытия программы было сделано несколько совместных выпусков – «Взгляд из подполья» и «Комсомольская правда»: кассеты формата VHS распространялись по горкомам и обкомам ВЛКСМ.
11.
Тогда же, в 1989 году я сделал несколько сюжетов совместно с редакцией «Собеседника». Один был из области неуместного первоапрельского стёба: рассказ о том, что Саддам Хуссейн на самом деле внук Иосифа Сталина (якобы попавший в плен Яков Джугашвили был освобожден войсками союзников и вывезен британской разведкой в Ирак, где его знали, как Якоба Джугу).
Или материала в «Совсеке» про то, что «Гагарин жив».
Но, конечно, странно, что нелепый стёб про Хусейна-Сталина тиражировали много лет спустя такие медиа-гиганты как BBC.
Я теперь понимаю, почему меня не жаловало «взглядовское» начальство: и Анатолий Лысенко, и Александр Пономарёв отдавали себе отчёт в том, что такие сюжеты могли иметь далеко идущие последствия. Помню, какими глазами на нас с режиссёром Татьяной Дмитраковой смотрели в иракском посольстве, куда мы приехали за комментариями при подготовке того глупого «шедевра».
Ну да ладно.
12.
Ведущий культовой передачи Ленинградского ТВ «600 секунд» Александр Невзоров** впервые появился на экране ЦТ в том выпуске «Взгляда», который мы делали с Константином Эрнстом (в качестве режиссёра).
На мой вопрос: «Кожаная курточка откуда?» Александр Глебович мне в том репортаже отвечал: «Ха! Я удивляюсь, почему на вас сегодня её нет... Это идеальная одежда для репортёра. Вообще традиционная репортёрская одежда».
Так вот, о тогдашнем ремесле «фиг в кармане» и цензурном поиске этих самых фиг: долго обсуждалось – можно ли оставить пассаж про кожаные куртки, нет ли здесь намёка на чекистов!
13.
Владимир Молчанов говорил:
«Четыре передачи изменили страну: «До и после полуночи», «Взгляд», «Пятое колесо» и «600 секунд».
14.
Анатолию Лысенко хотелось, чтобы в студии работали телетайпы. Он вспоминал:
«Нам казалось, что будет здорово, если зрители станут получать информацию, минуя цензуру и ТАСС. В студии были установлены прямые телетайпы зарубежных агентств: нам представлялось, как ребята прямо в эфире станут срывать телеграммы этих агентств и зачитывать на камеру самую свежую информацию. Правда, скоро выяснилось, что это на фиг никому не нужно – мы не просчитали, что в 11 вечера идут мизерные потоки информации и мало чего интересного можно из них выудить… Но к тому времени приглашенные «языки» с Иновещания уже стремительно становились кумирами поколения».
15.
Знаменитый демарш Марка Захарова во «Взгляде» – режиссёр предложил вынести мумию Ленина из Мавзолея – не был эфирным экспромтом. Сценарий этого скандала готовился в кабинете руководителя Ленкома. Участие в подготовке принимал отец Мень, который, правда, на эфир так и не приехал.
16.
Как появилась матрица «Взгляда»? Есть версия, что Сагалаев нашёл в своём столе заявку на программу под названием «У нас на кухне после одиннадцати» начала 70-х. Снимать планировалось в интерьере столичной кухни, на которой тусят жильцы некоей квартиры – четверо молодых холостяков. В гости к ним как бы забредают самые разные люди. А в холодильнике у них хранятся кинорулоны, которые они с гостями вместе просматривают (так, собственно, и врезались сюжеты в часовую верстку «Взгляда»). Называлось это «Молодёжный огонёк». Но, в отличии от «Огоньков» официозных, в более камерной обстановке.
17.
По версии тех, чьи фамилии значатся в титрах первых выпусков «Взгляда» – Киры Прошутинской и Анатолия Малкина товарищ Лысенко предложил им вернуться из редакции литдрамы в «молодёжку» и с нуля придумать форму для новой программы.
Речь шла о журналистской семье, состоящей из нескольких молодых людей – ведущих и отца-резонера, отвечающего на вопросы телезрителей.
«Переходящую» роль отца-наставника исполняли на первом этапе маститые политобозреватели (отказался лишь Познер, который заявил, что, будучи убеждённым коммунистом, не готов принимать участие в антисоветчине).
18.
В феврале 1987 года творческая группа во главе с Молчановым (десять человек, включая трёх постоянных корреспондентов) приступила к работе над утренней ежемесячной программой. Когда она была сверстана, автору и выпускающей Майе Сидоровой предложили переформатировать проект в… ночную информационно-музыкальную программу.
Через пару недель, в ночь с 7 на 8 марта состоялся премьерный эфир (временное название программы было «Вы где-то с ними уже встречались»).
На тот момент шоу было единственными прямоэфирным в СССР. В этом режиме выходили лишь новости («Время»).
Короче, коллеги из «информации» вступили в сговор с Владимиром Молчановым и запустили «До и после полуночи», не поставив «молодёжку» в известность.
19.
По поводу «Взгляда» конца 1989 года ходили нелепые слухи, что он-де был снят из-за некого интервью Галины Леонидовны Брежневой, в котором она якобы рассказывала про свои ювелирные взаимоотношения с Раисой Максимовной Горбачевой.
Я утверждаю: Брежнева никогда не давала интервью «Взгляду». У меня была лишь договоренность со знаменитой дочерью Многозвездного Генсека о беседе. Она все время откладывала момент нашего рандеву из-за неясности расклада с её дачей в Одинцовском районе.
20.
Иван Усачев, ведущий рубрики «Зонд» случайно стёр материал Дмитрия Захарова о православной церкви и, по его словам, «чуть не умер от разрыва сердца, так переживал из-за своего раздолбайства».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов