На похоронах «таксиста» из «Брата 2» коллеги познакомились с его семьей

Злобный таксист из «Брата 2»

Неделей ранее в траурном зале Николо-Архангельского кладбища в Москве проводили в последний путь актера Константина Желдина, скончавшегося 4 января в 90 лет. В кино сыграл без малого сотню ролей, в том числе Холтоффа в «Семнадцати мгновениях весны», капитана контрразведки Осипова в «Адъютанте его превосходительства», таксиста во втором «Брате» и бандита Штехеля в «Ликвидации».

Выпускник Щукинского училища 34 года прослужил в легендарном Театре на Таганке. Тем не менее о жизни великолепного мастера вне экрана и сцены было мало что известно.

Коллеги назвали Желдина легендой и отмечали присущий ему талант и интеллигентность. Но проститься с Константином Борисовичем никто из знаменитостей не пришел. На панихиде мы заметили только 84-летнего Юрия Погребничко, основателя и худрука театра «Около дома Станиславского», где в последние годы жизни играл усопший. И актера Таганки Валерия Черняева, которого называют дублером Высоцкого. (Когда Владимир Семенович не мог выступать, именно Черняев заменял его на сцене.)

- С Желдиным мы были не друзья, а коллеги.  Но для меня он последний из могикан Таганки - наравне с актерами Юрием Смирновым и Вениамином Смеховым, - объяснил свое желание быть здесь Валерий Сергеевич. - Ни жену, ни сына очень закрытого Константина Борисовича я, как и практически все остальные наши коллеги, не знал. И впервые увидел их здесь, на похоронах. Думаю, закрытость - национальная чета Желдина. При рождении он получил фамилию Швабауэр и был полунемец-полуеврей. Но после окончания Щукинского училища ее поменял. Худрук Таганки Юрий Любимов его немного побаивался и очень уважал.

Практически никто из коллег, увы, не пришел… Слева от гроба - вдова покойного Елена и сын Борис 

Чтобы описать человеческие качества покойного, Черняев привел яркий пример:

- Была у нас в театре ситуация, когда Высоцкий запил. Пришлось срочно менять репертуар. Услышав эту новость от завлита, одна известная актриса, не выбирая выражений, возмутилась: «Сколько же мы будем терпеть эту пьянь?» Ее можно понять: у всех планы на свободные дни - съемки, концерты - и тут они срываются. Так вот, от Желдина таких слов, как «пьянь», никто никогда не слышал. Он интеллигент высокого уровня: не сплетничал и не интриговал.

Сын патологоанатома

После церемонии прощания я созвонилась с Вениамином Смеховым.

- Мы с Костей Желдиным были однокурсниками, он на семь лет меня старше, как и другой наш однокашник - Зяма Высоковский. Наш курс, которым руководил Владимир Этуш, был очень заметным и по талантам, и по уму: Белявский, Збруев, Авшаров, Людмила Максакова…  Костя учился под фамилией Швабауэр -  по отцу. Тот был знаменитым патологоанатомом. Но Константин не любил о нем говорить, ведь в сложные сталинские времена папу арестовали.

По словам Смехова, Желдин пришел в «Щуку» в 24 года, до этого окончив нефтегазовый институт имени Губкина.

Основатель театра «Около дома Станиславского» Юрий Погребничко приехал на похороны со своим помощником 

- Костя научил меня песне Павла Когана «Надоело говорить и спорить…», или просто «Бригантина», которую знала вся передовая молодежь. То время я запомнил и по другим песням - Окуджавы, Вертинского, а еще по разговорам по душам. Потом мы много лет с Желдиным в Театре на Таганке работали. Там он был особенно близок с ныне покойным Иваном Бортником (Вовчик из «Родни» и Промокашка из фильма «Место встречи изменить нельзя». - Г. У.). Ваня был заметен клоунадой, комическим талантом, а для Константина это было важно. Его удивить интеллектом было невозможно. А  Юрий Погребничко, у которого Константин работал после ухода из нашего театра, начинал на Таганке вместе с Любимовым, был его ассистентом. Тогда с Желдиным и подружился. Костя последние годы еще преподавал в эстрадно-цирковом  училище. У него всегда были предпосылки учителя. А вот про его семью я ничего не знаю… 90 лет - солидный возраст. Мне сказали, Костя хворал, и вот ушел из жизни.

Я рассказала Вениамину Борисовичу, что на панихиде видела вдову Желдина Елену и сына Бориса, который, как удалось узнать, получил медицинское образование и работает массажистом.

Валерий Черняев - дублер Высоцкого 

Всю жизнь страдал астмой

Захотелось выслушать мнение о скончавшемся актере и человека из народа. Коллеги же, как правило, говорят высокопарно. А вдруг впечатление простого смертного о Желдине  отличается? И я разыскала гримершу Театра на Таганке Людмилу Евдокимову.

- Ну что я могу сказать о Константине Борисовиче? Он артист, я гример, мы люди из разных социальных групп, - вздохнула она. - Но, знаете, он никогда не кичился своим положением. Был глубоко порядочным, дипломатичным и очень отзывчивым. Бывало, расскажу ему о какой-то своей проблеме: например, что у моего сына с легкими плохо, - и он не просто формально повздыхает и покачает головой, а даст дельный совет. Рассказывал, какие надо делать упражнения, чтобы стало легче. Он же сам всю жизнь астмой страдал. Часто ходил в бассейн, делал дыхательные упражнения по методике Стрельниковой. И время на общение с нами - гримерами или костюмерами - не боялся потерять. Очень хороший и светлый человек.

Капитан Осипов из «Адьютанта…» 

Людмила Петровна добавила, что на своем веку знала и многих артистов со звездной болезнью, и тех мастеров сцены, кто ставил глухую стенку между собой и обслуживающим персоналом. Но Желдина точно таким не назовешь:

- К работе он относился серьезно, долго на выход настраивался. Как-то зашел к нам в костюмерную перед спектаклем. Мы хохочем над чем-то, а ему серьезную драматическую роль играть. Улыбнулся и вздохнул: «С вами тут долго не могу оставаться, слишком благодушное состояние». Когда он на сцене - глаз было не оторвать, это все наши девочки отмечали. Жаль, что члены его семьи в театр не приходили. Знаю, что он вроде был дважды женат. После развода женился на барышне помоложе.  Но никаких подробностей уже не помню.

Штехель из «Ликвидации» 

«В нашем поколении дебилов меньше было!»

В редких интервью Желдин рассказывал, как работал над своими знаменитыми ролями.

«Семнадцать мгновений весны»:

- Режиссер Татьяна Лиознова была уникальна во всем, - делился Константин Борисович с «Российской газетой». - Начнем с того, как я попал к ней  съемки. Мне позвонил второй режиссер и пригласил на пробы, а я их, естественно, трусил, это же как экзамен. И вот я прихожу на студию, меня представляют Татьяне Михайловне, и она вдруг говорит: «Костя, мы сейчас с вами просто кофе попьем». И мы сидели, говорили о жизни, она рассказала, что смотрела «Адъютант его превосходительства» с моим участием, эта работа ей показалась достойной… А пока мы болтали, фотограф незаметно делал мои снимки. Эта наша болтовня и была кинопробой. Лиознова прежде всего хотела в персонажах своего будущего фильма увидеть человеческое начало, а там мы бы играли, пыжились, изображали гаденьких фашистов

...Потом Вячеслав Тихонов в кадре отказался даже бутафорской бутылкой ударять о мою голову. Мол, голова у Кости не на базаре куплена. Тогда Лиознова решила снимать сцену монтажно, чего очень не любила. Тихонов подходил ко мне со спины с этой самой бутылкой на общем плане, говорил реплику, замахивался, ударял, но бил мимо, рядом с головой. Затем гримеры заливали мою голову красной краской, и уже на крупном плане снималось, как я теряю сознание и падаю на стол. Потом эти два кусочка склеили. А заодно навсегда приклеили ко мне славу.

Оберштурмбаннфюрер СС Холтофф из «Семнадцати мгновений весны»  

«Брат 2»:

- Вот сейчас говорят, 90-е - сплошной бандитизм и беспредел, но лично я занимался любимым делом - играл в театре. Зарплаты, конечно, не хватало. Был момент, когда я на своем «Москвиче» сороковом бомбил, чтобы прокормить семью, - признавался «Экспресс газете» Желдин. -  Кино выручало. А в «Брат 2» позвали так: позвонили с киностудии и спросили: «Ты вроде машину водишь. Нужно встретиться с режиссером Балабановым». Я слышал, что он выдающийся мастер, и сразу согласился.

Помните, когда герой Сережи Бодрова просит свернуть «вон за тем домом»? Поскольку мы снимали в районе моего родного театра, предложил реплику: «За тем домом! Это Театр на Таганке, за тем домом. В нашем поколении дебилов меньше было». А еще на меня тогда напала какая-то внутренняя интеллигентность и едва не задушила. Очень я не хотел обзывать «коровой» женщину, которую мой персонаж едва не сбивает на пешеходном переходе. Казалось, это перебор. Балабанов меня долго уговаривал. Убедил такими словами: «Да что такого! Я свою жену тоже иногда коровой называю». А ведь он ее, как известно, невероятно любил.