Иван Агапов: «Сашу Захарову жалко, но актер должен готовиться к унижениям»

Иван Агапов
Иван Агапов
Имя Ивана Агапова для среднестатистического обывателя, быть может, и не говорит ни о чем, но покажи любому телезрителю фото этого артиста, и лицо расплывется в улыбке: «Ну, конечно, я его знаю!» Да, главными ролями судьба Ивана Валерьевича не баловала. Но сыгранных виртуозно эпизодов и ролей второго плана у него в фильмографии предостаточно. У режиссеров Агапов нарасхват: за год в 13 проектах, бывало, успевал отработать. А кроме того он - звезда Ленкома, в котором служит больше трех десятков лет.

- Давно хотела спросить. Почему вы так поздно женились и как познакомились с нынешней супругой? Вы ведь, говорят, с ней поладили не сразу.

- Как классический интроверт, долго не мог найти женщину, которая мне созвучна. А однажды я написал сценарий и хотел снять сериал. Нужен был редактор, чтобы его подправить. Вот знакомые Свету Косинец мне и порекомендовали. Мы с ней долго ругались, препирались, но работу доделали. Однако продюсеры были против ее кандидатуры и уволили. А мне так хотелось снимать, что я даже за Светлану не заступился. Но вскоре помог ей получить место второго режиссера, и потом она поступила во ВГИК. И затем уже она пригласила меня поработать режиссером на «Папиных дочках». У нас в этом сериале вышел замечательный тандем. Света по жизни перфекционист, поэтому, когда вместе начинаем работать, все время кричим, машем руками и ссоримся. А когда в разных местах работаем, у нас в семье тишь да гладь. 20 лет уже вместе. Детей, увы, нет, ну так вышло…

К моему творчеству она иронично относится, больших восторгов не испытывает. Но если что-то не нравится, помалкивает.

«Иван
Иван Агапов 

- Вас же Марк Захаров взял в Ленком?

- Еще когда я учился в ГИТИСе, он меня позвал в свой фильм «Убить дракона». Съемки проходили в ФРГ, Польше - настоящая заграница! И хоть мою роль почти всю вырезали, я был счастлив там работать. Захаров - гений, с ним безумно интересно было. Мы говорили с ним на одном языке. Я доволен своей карьерой, еще и 50 лет не исполнилось, а получил звание народного. С квартирой мне в театре помогли, низкий поклон директору Марку Варшаверу. Конечно, обидно было, что большие роли Захаров мне не доверял. Но спустя годы мне наконец перешли роли Абдулова, Чонишвили, Певцова…

Внешность не главное!

- Вы с Абдуловым родились в один день - 25 мая, с разницей в 12 лет. По гороскопам оба Близнецы и Змеи. Причем много лет вы с ним делили гримерку. Что за человек был Александр Гаврилович?

- Красавцем и настоящей суперзвездой. Любимцем женщин и зрителей. Я был счастлив, что в одном помещении с ним нахожусь. Он очень быстро, как спичка сгорел. И до 55 лет не дожив. Саша жил на разрыв аорты: каждый спектакль как последний. Я его последний раз видел летом 2007 года, во Внуково пересеклись случайно. Он был очень бледный, измотанный. Накануне на границе с Украиной сгорела его фура с декорациями, он же снимал «Крах инженера Гарина». Я предложил пойти в ресторан, по рюмочке выпить, но он сказал: «Ваня, давай сегодня просто по стакану сока». Посидели, помолчали, оказалось - последний раз.

Я сейчас Сашину роль играю в «Женитьбе» - Илья Фомича Кочкарева. Ее в театре роковой считают. Адбулов вот умер, Чонишвили и Певцов связки на ногах порвали… Вот мне все и говорят: «Ваня, береги ногу!»

- Янковский тоже не справился с онкологией. Каким он вам запомнился?

- Потрясающий интеллигент, аристократ. Но с коллегами - достаточно простой человек. В театре у него были не только удачи. И провалов он очень боялся. В спектакле «Шут Балакирев» Янковский играл Петра I и за кулисами всегда спрашивал партнера: «Боишься?» Употребляя, правда, более грубое, неприличное слово. «Вот и я, - говорит, - боюсь, такая противная профессия у нас».

Саша, конечно, уже не та… Жестокая профессия!
Саша, конечно, уже не та… Жестокая профессия! 

- Александра Захарова, да и многие другие актеры были против восстановления спектакля «Поминальная молитва». Почему?

-Не знаю. Четыре года нет Марка Захарова, но Ленком живет и развивается. Саша Захарова уже 40 лет считает себя примой театра. Однако возраст берет свое, куда деваться. Нужно философски к этому относиться. Листья желтеют и опадают, так повелось в природе и в жизни. Я Саше сочувствую. Раньше были только главные роли, огромный репертуар. А осталось только два спектакля. Если б со мной так поступили, я бы тоже особо не радовался.

- К творчеству Константина Богомолова как относитесь?

- Я играл в его спектаклях, с ним интересно работать. Искусство - процесс очень субъективный, кому-то что-то нравится, кому-то нет. Богомолов с классикой очень свободно обращается. Спектакль «Князь» сыграли 21 раз и сняли с репертуара. «После этого возраста наступает уголовная ответственность, она и наступила», - шутили в театре. После антракта, с этого представления обычно уходило более 200 человек! А Богомолов считал: супер, что плохо пишут о спектакле и уходит половина зала. Мол, это и есть настоящий успех. А вот Марк Захаров категорически не принимал, если больше четырех человек в антракте уходило.

«Богомолов
Богомолов похож на пожилого попугая, правда? 

- Жалеете, что осенью сорвались гастроли в Израиле?

- Не думаю, что отмена произошла только из-за поста Анатолия Белого* в соцсетях. Это политика. Какая то часть еврейской общественности была против. Ленком же поддерживает власть и решение проводить СВО. Но, конечно же, последнее дело писать доносы на своих товарищей. Однако в связи с нынешними событиями в Израиле и хорошо, что не поехали.

-В спектакле «ЛюБоль» вы сыграли главную роль. Героя любовника. Режиссер Андрей Соколов в пару к вам пригласил Екатерину Гусеву. Но не кажется ли вам, как бы это сказать помягче… Ну, что гармоничнее ее бы сам Соколов сыграл? Или, например, Александр Лазарев?

- Да, я не Ален Делон. Но что такое внешность? Какие внешние данные было у Владимира Басова, Олега Ефремова или Ролана Быкова? А женщины по ним сходили с ума. Отказываться от главной роли, да еще с такой красавицей, как Гусева, было бы глупо.

- Говорили, что Марк Захаров якобы загубил карьеру Догилевой, Алферовой и еще ряда артистов.

- Послушайте, это - жестокая профессия. Не нравится - уходи, что ты ждешь то? На всех больших интересных ролей все равно не хватит. Насильно мил не будешь. Мы чудовищно зависимы! В нашей работе надо быть готовым к унижениям и ударам судьбы. Иначе не стоит в театральный поступать.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов