Из-за дочки государственного деятеля знаменитого артиста сделали калекой.
Николай Денисов, переживший вместе со многими коллегами безработицу и забвение 90-х, в нулевые триумфально вернулся на экран. Недавно актер отметил 70-летие. Но сказать, что это человек пожилой, не повернется язык. Достаточно увидеть его последние роли. Однако если в кино Николай по-прежнему нарасхват, то с театром ситуация странная. Много лет он состоит в труппе столичного ТЮЗа, но на афишах я его имени не нашла.
- Я 45 лет числюсь в его штате, но ролей нет уже больше 20 лет, - пожал плечами Николай, даже не пытаясь сделать расстроенное лицо. - Руководители его Кама Гинкас и Генриетта Яновская уже больные и пожилые люди. Так что о нашем с ними конфликте не буду говорить.
- Вы ведь 70-летие дома отмечали. Что так скромно?
- Вот если бы Гильдия актеров творческий вечер предложила, согласился б. Но сам просить не стал. Я ведь ни званий, ни ролей никогда не просил. А ресторан… Помню в 90-м деньги появились, и я 37-летие решил справить в ресторане ВТО. Зал снял, шикарный стол накрыл, кучу народа позвал. Несколько тостов про меня произнесли - и всё. Кушают, выпивают, беседуют друг с другом на разные темы. Я посидел-посидел одиноко, встал и ушел. Они даже не спохватились. Больше такого дня рождения не хочу.
- Вы ведь начали сниматься с 14 лет. По блату взяли?
- Ага, по блату! Я вырос в бараке, в общежитии. В комнате перегородки и несколько семей. Потом семье комнату дали и следом уже квартиру. Родители - простые рабочие. Ругались все время, делили копейки. Мама в три смены работала. Помню, маленький случайно упал и откусил себе язык. Он болтался на ниточке. А в три года меня отдали в детдом. Спасибо тетке, пожалела и забрала.
Я всегда был самостоятельным в своих решениях, выборе семьи, профессии. С детства во многих кружках был: гимнастика, акробатика, танцы, пение. В середине 60-х мальчишкой попал в театр при Заводе Лихачева. Там детьми в свое время занимались Лановой, Вера Васильева, Локтев, Носик, Земляникин, Татьяна Шмыга… Оттуда меня и позвали первый раз в кино, еще мальчишкой.
В школе я двоечником и второгодником был. Потом токарем, слесарем лекальщиком, электриком, осветителем, рабочим сцены и продавцом успел поработать. В Щукинское училище в 21 год поступил. На I курсе пришел режиссер Игорь Маслеников искать актеров в фильм «Сентиментальный роман». И мне повезло.
Конечно, моя партнерша Лена Проклова не могла мне не понравиться. Улыбчивая, со вздернутым носиком, голубыми глазами. Нам предстояло сыграть на экране любовь, да еще и с постельной сценой! И она сразу подкупила тем, что в ней не было ни капли звездности. Лена повела себя очень просто, откровенно рассказывала о своей личной жизни. О том, например, как Табаков из-за нее уходил из семьи. Я прекрасно осознавал, что у нас нет будущего: кто она и кто я…
Сластолюбец Янковский
- Станислав Любшин едва не сошел с ума, когда, отказавшись от кучи проектов, начал репетировать Андрея Рублева, а Тарковский выкинул его из фильма, взяв на главную роль Солоницына. С вами нечто подобное случалось?
- В фильме «С любимыми не расставайтесь» Павел Арсенов утвердил меня и Лену Цыплакову. Саша Абдулов должен был сыграть отрицательного персонажа, которого потом исполнил Боря Щербаков. Но в один прекрасный момент Арсенов извинился и сказал, что для меня нет места в картине. Это стало страшным ударом! Я забирался на колосники на Студии Горького и подглядывал за пробами Ирины Алферовой. От обиды показалось, что пробовалась она плохо. Выхожу в коридор - навстречу Арсенов. Говорю: «Вы меня извините, я ничего не имею против Абдулова, но почему вы берете Ирину?» И Арсенов полушепотом сказал: «А что я сделаю? Вот читай!» И достает письмо, в котором Марк Захаров просит утвердить на главные роли в фильме Абдулова и Алферову. «Против Марка я попереть не смогу!» - тяжело вздохнув, сказал Павел.
А еще очень сожалею, что не стал сниматься в «Покровских воротах». Козаков утвердил на главную роль, но я в последний момент отказался, и Михаил Михайлович нашел Меньшикова. Просто в тот момент меня пригласили сниматься в Ялту - в фильме «Нежность к ревущему зверю». Так я и прошел мимо судьбы!
Слава Любшин, кстати, снимался с нами в «Сентиментальном романе». Как-то ехали с ним и Янковским в Ленинград на съемки в одном купе. И Слава горячо отговаривал Олега не попадать под чары Проколовой. Напрасно. Вскоре у них начался роман. В ласковых сетях Леночки потом запутался, наверное, целый легион знаменитых мужчин.
- В ТЮЗе вы в свое время выходили на одну сцену с Игорем Гординым, который получил известность после женитьбы на Юлии Меньшовой.
- Конечно. Но и Юлю я знаю с детства. Не раз катал ее маленькую на закорках. Купались вместе в Переделкине и с ее отцом пьянствовали в одной компании. Меньшова всегда была озорной, зажигательной, искрометной. А ее муж - тихий, скромный, краснеющий. Он пришел в ТЮЗ на замену Олега Косовненко, которого застрелили в 90-е. Страшная была история. Олег связался с криминалом, и его любовницу потом тоже зарезали в лесу. А роман Игоря и Юли случился на моих глазах. На одной театральной тусовке на теплоходе они страстно целовались. Когда расстались, я очень переживал. Хорошо, что воссоединились.
Черная метка
- Как у вас с квартирой, пенсией - все нормально?
- Случай расскажу! С первой моей женой Машей жили в коммуналке. И накануне съезда КПСС в 1975 году родилась дочка Даша. Меня научили, что надо насчет квартиры на съезд письмо написать. Пришел ответ из райкома партии, меня вызвали, отчитали по полной программе: «Зачем пишешь, надо было сразу к нам прийти!» И в этот же день дали ордер. Во времена были!
Собянин, конечно, хорошие прибавки за звания дает. Моя подруга Наташа Гвоздикова говорит: «Собирай документы на звание заслуженного артиста, что тебе лишние 30 тысяч, что ли?» Конечно, не лишние. Но раз до 70 лет не дали звание, спешить нет смысла. Если государство тебя не ценит… Не буду я навязываться.
У меня была очень бурная личная жизнь. Кроме Марии и нынешней супруги Натальи Шипуновой, была еще одна жена. Но я не хочу говорить об этом. Рад, что мои дети Даша и Александр стали актерами. Есть еще дочка Анастасия, она не актриса, но я тоже очень горжусь ею.
- У вас ведь довольно часто случались творческие конфликты с коллегами.
- Павел Кадочников в свое время даже посочувствовал: «Знаете, Коля, оказывается, вы неблагонадежный». От легендарного актера я узнал, что в картотеке на моем фото с обратной стороны стояла специальная галочка. Это значит, такого артиста лучше не приглашать на роли. Подобную «черную метку» могла поставить даже ассистентка режиссера, с которой поругаешься. Но я в 130 фильмах за карьеру снялся. Мало? И как режиссер я успел поработать: «Москва. Три вокзала», «Мент в законе». На все фестивали приглашают. Езжу по госпиталям. Вполне активная жизнь для моего возраста.
Закончил недавно работать в картине «Житейские вопросы» - большая роль, прям подарок к юбилею. Вместе с Ларисой Удовиченко и Сергеем Астаховым работали.
И вообще считаю, что моя жизнь удалась!
Источник фото: Архив «ЭГ»,Kino-teatr.ru,Кадры из фильмов,Евгения Гусева/«КП»