Владимир Грамматиков: «Весна покажет, кто и где насрал!»
- Про что кино, Владимир Александрович?
- О, это самая большая радость! Осенью выйдет моя новая картина «Смотри на меня» по сценарию Андрея Кончаловского. Она о моей мамочке. Это реальная история. В 1948 году на отца написали гнусный донос. И на всякий случай он скрылся. Мама, опасаясь, что за нами придут, с коровой Милкой, собакой, пианино и пятью детьми в товарном вагоне отправилась из Свердловска в Москву. Об этих двух неделях нашего путешествия и фильм. В главной роли блестящая Александра Урсуляк. Я просто очарован, как она работает с ребятишками. Перед их отбором, кстати, я лично встречался с 500 детьми. Иногда сложно понять истинную эмоциональную сущность ребенка. Детский режиссер - прежде всего психолог.
- А помните, у вас когда-то был эксперимент с близнецами? Расскажете?
- В СССР детей в кино можно было снимать не дольше четырех часов в день. А мне надо было по восемь. И для ленты «Усатый нянь» я решил найти 18 пар близнецов, чтобы вначале один, потом второй снимался. Их нашли, но я ошибся. Характеры и темпераменты у близнецов оказались разные, хоть внешне они очень похожи. Пришлось распустить и набрать новых.
- Я слышала про злоключения вашего отца. Он же предложил какой-то креативный способ добычи угля в Кузбассе и был приглашен на работу в Министерство угольной промышленности. Но его в итоге не посадили? Он же стал замминистра.
- Да, через год семья воссоединилась. Мы жили на улице Воровского, где моими друзьями стал соседи - Никита Михалков и его брат Андрей. Летом я даже жил на их даче на Николиной Горе. Кончаловский сценарий к моему фильму написал, потому что очень хорошо мою маму знал. Три раза в день к ней за пирожками бегал.
- Новый год, наверное, весело в детстве отмечали?
-У нас в семье было пятеро детей. И мы ждали этот праздник не из-за подарков, а из-за атмосферы. Мама была оперной певицей, но оставила профессию и всю жизнь посвятила нам. Новогодние сюрпризы она приучила нас делать своими руками. И обязательно писали другу другу праздничные открытки.
А когда я женился, то моей святой обязанностью стало привозить на Новый год фейерверки и петарды. Салют и катание на санках были обязательными условиями праздничной новогодней ночи. По 8 - 9 саней друг за другом связывали и на машине по поселку возили. А 1 января обожали утром проснуться и без суеты - на веранду. У нас не было огромных холодильников, поэтому всю еду на веранду относили. И сразу рюмочку под заливное, салатик или хрустящий огурчик. Вот это и было для меня приходом нового года.
- С другом детства Никитой Михалковым давно вместе праздник отмечали?
- После армии наша с ним дружба как-то прошла. Но мой выбор профессии случился из-за того, что я наблюдал за братьями, заглядывал на их съемочные площадки. Моим лучшим другом 60 лет был Игорь Ясулович, недавно ушедший из жизни. Мы каждый день часами общались, абсолютно все могли друг о друге рассказать. В 22 часа вечером садились ужинать и до четырех утра разговаривали! - вот что такое наша дружба.
- Вы же и с женой познакомились благодаря братьям Михалковым?
- Да. В 50-е годы гулял в их компании на Николиной Горе, там Наталью и увидел. Через 10 лет поженились. Она учитель французского, раньше преподавала его в балетном училище. Дочь художника. Три года меня ждала из армии. Женаты уже 57 лет. 55-летний сын Егор - режиссер и актер, а 49-летний сын Николай - спортивный юрист. У Егора от разных браков четыре сына. А у Коли - два. Шесть внуков у меня - мини-футбольная команда. В прошлом году родилась правнучка Соня, разбавив наш мужской коллектив.
Коля мне называет астрономические суммы зарплат наших средних футболистов, но это потому, что олигархи их содержат. А так наш футбол - убыточное дело.
Егора еще в школе стали приглашать сниматься в кино, поэтому в 18 лет он и поступил в Щукинское училище. В середине 80-х я Юрия Катина-Ярцева случайно встретил, он и говорит: «Володя, сынуля к нам ваш идет. И мы, скорее всего, его заберем!» Я и не знал, что Егор экзамены сдает. А потом пошел еще и на режиссера учиться. Последняя супруга Егора, актриса Анна Казючиц, на 15 лет его моложе.
- А почему в вашем первом фильме «Мио, мой Мио», снятом с зарубежными партнерами, снимали иностранных детей, а не наших?
- Я искал русских детей, хорошо говорящих по-английски. Это нужно было для всемирного проката. На пробы пришли дети дипломатов, которые долго жили с родителями за рубежом. Но они были ужасны! Развращенные жвачкой, джинсами и красивой жизнью, в 1986 году они чувствовали себя королями. Наглые, развязные… Я понял, что среди наших не найду чувственного нежного героя. И решил искать за рубежом. В Лондоне много детских театральных школ, там и выбрали вначале 180 детей, из которых осталось 30, а потом - всего двое. Кристиан Бейл, это были его первые пробы, и Николас Пиккард.
- А что там с вашей квартирой приключилось?
- Я продал ее, чтобы снять сериал «Сибирочка» («Тайна сибирской княжны»). И все, живу теперь у внука, бездомный. На телеканале «Культура» мне обещали вернуть деньги, но обманули. Сейчас я бы этого не сделал, но в 2006 году был наивным дураком.
- Вы же были близко знакомы и с Марком Рудинштейном и Олегом Янковским. Как отнеслись к публикации скандальных мемуаров создателя «Кинотавра»?
- Плохо. Рухнуло очарование, ушла зрительская любовь… Но при этом все актеры должны осознавать: рано или поздно их пакости вылезут наружу. Когда я был ребенком и нашкодничал, папа взял меня за руку и сказал: «Володя, знай, весна обязательно покажет, кто и где насрал!»