Равшану Куркову режиссёр высмеял на пробах
Когда лауреату Государственной премии РСФСР, международных и всесоюзных конкурсов, режиссеру Эрнесту ЯСАНУ («В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Рэкет», «Крот») продюсер Александр ТЮТРЮМОВ предложил снять фильм, тот с радостью согласился. Но только в титрах «Искушения» фамилию 81-летнего питерского постановщика указали как автора сценария и художественного руководителя картины, а режиссером оказался - кто бы вы думали? Правильно - Тютрюмов.
- В маленьком театре я увидел пьесу эстонского автора, - рассказал Эрнест Ясан. - По сюжету бездарный художник красил столбики на шоссе. Он случайно знакомится с парнем и девушкой и влюбляется в нее. Он готов отдать любые деньги, лишь бы заполучить любимую. Тема меня заинтересовала, и я переделал сценарий. У меня по сюжету талантливый скульптор становится отшельником, который в лесу ваяет скульптуру своей мечты - Галатею. Когда к нему в дом приходят двое студентов, он видит в переводчице свою мечту, за которую готов отдать миллионы. И тут возникает парадокс нашего времени: студент готов отдать за деньги невесту, так же как и она готова продаться. Заканчивается все тем, что скульптор отпускает студентов, так как разочаровывается в продажной Галатее, и разбивает свою скульптуру.
Лебединая песня
Сценарий Эрнеста Викторовича два года лежал на полке, пока им не заинтересовался актер и продюсер, генеральный директор «АТК-Студио» Александр Тютрюмов.
- Он выкупил пьесу у автора и приобрел у меня за 200 тысяч рублей сценарий, - вспоминает Ясан. - Хотя по нынешним временам сценарий фильма стоит больше миллиона рублей, для меня деньги не играли никакой роли. Ведь я думал, что фильм - моя лебединая песня.
Когда Тютрюмов, которого зрители знают по роли подполковника Егорова в сериале «Убойная сила», отправил сценарий в Москву, ему выделили деньги из бюджета Госкино. Вот только шли они по статье «Кинодебют». Маститого Эрнеста Ясана начинающим режиссером назвать было никак нельзя.
- Тютрюмов мне сказал: «Хочу, чтобы вы поставили фильм по своему сценарию». Я сразу оговорил условие: режиссером буду только я. Он согласился. Чтобы соблюсти формальности, поскольку деньги были даны под дебют, он предложил взять любого начинающего режиссера. Тот якобы не справится, и меня «узаконят» - в титрах будет стоять мое имя. За режиссуру Александр мне заплатил 800 тысяч рублей.
Я сам выбрал нужных мне актеров. На роль скульптора пригласил Федора Добронравова из «Сватов». На главную женскую роль переводчицы-мечты Галатеи я хотел только Равшану Куркову. Правда, мы не сразу нашли общий язык. На пробах Равшана сыграла, как она считала, гениально. Я же имел неосторожность заметить: «Я смеялся, когда вы играли». Куркова была задета, она чувствовала себя звездой, поэтому затаила обиду. Но в работе оказалась молодцом и справилась с ролью лучше всех. Вот Добронравов не дотягивал до интеллектуала, потому что он по натуре «простак». С ним пришлось поработать.
Сделка с дьяволом
Картину снимали под Питером. Все действие происходит в подвале, поэтому затраты на декорации оказались мизерными. Работа была завершена за 18 дней, можно сказать, рекорд для фестивальной картины.
- Тютрюмов на съемочной площадке появлялся время от времени, - объяснил Ясан. - Он не снял ни одного кадра, потому что в режиссуре ничего не понимает, лишь иногда сидел рядом и говорил: «Ой, хорошо». Единственное, - сыграл в картине бизнесмена на машине.… К концу работы он завел разговор, мол, понимаешь, деньги целевые, под дебют, давай мою фамилию формально укажут в титрах в качестве режиссера маленькими буквами, а твою большими пропишем как сценариста и художественного руководителя. Я скрепя сердце согласился, не предполагал, что фильм получит столько призов. Помните, как сказал однажды Станислав Говорухин: «Готов деньги взять хоть у дьявола, лишь бы снять кино». И я снял. Конечно, сейчас жалею. В своих интервью Тютрюмов даже не вспоминает обо мне.
Я успел в фильме сделать все, кроме музыки. Хотел трагикомедию снять, и у меня были свои планы насчет композитора, но Тютрюмов пожалел денег и сделал из картины унылую драму. Мы начали спорить из-за музыки, и тогда он отрезал: «Это я даю вам деньги, не вы». Забыл, что получил средства из бюджета Госкино «под дебют». Когда кино было готово, его дочка, она же бухгалтер на картине, поставила последнюю точку в нашей работе: «Давайте еще фразочку в сценарий добавим». Я вспылил и хлопнул дверью.
Картина «Искушение» собрала несколько призов, в том числе на фестивале в Выборге «Окно в Европу». После удачного дебюта Тютрюмов получил деньги на второй кинопроект.
- Он набрался наглости и предложил мне переделать сценарий его второго фильма, - возмущается Ясан. - Я отказался, но со сценаристом встретился. Прочитав сценарий, убедился - он сырой. Интересно, кто под него дал деньги?!
- Режиссер фильма - я, - заверил нас Александр Тютрюмов. - Эрнест переписал пьесу эстонского автора, это даже не его собственный сценарий. Все документы с его подписями у меня есть. Он просто старенький человек, который может что-то напутать.
- Как, кто режиссер? Вы сами сказали, Ясан снимал, - удивился Федор Добронравов. - Знаю, что с Тютрюмовым у него случились разногласия. Но я никогда в жизни не стану влезать в какие-то распри. Есть суд Божий…
- Перед съемками Ясан дал мне почитать сценарий, - говорит сценарист Виктор Мережко. - Объяснил, что будет режиссером, а продюсер Тютрюмов. Через какое-то время Эрнест мне опять позвонил и стал жаловаться, что его «затирают», просил помочь. Я ему напомнил, что он сам пошел на эту «сделку с дьяволом». Добавлю, что Ясан - один из лучших режиссеров, который снимал по моим сценариям картины.