Режиссер «Адмирала» и «Викинга» Кравчук: «Я вернулся к Ходченковой и не пожалел»
- Андрей Юрьевич, вы с отличием окончили математико-механический факультет Ленинградского университета и вдруг стали кинорежиссером. Почему?
- Я тогда учился в аспирантуре, и вот встреча с замечательным кинематографистом Владимиром Венгеровым (поставившим фильмы «Два капитана», «Балтийское небо», «Строговы» и др.) изменила мою жизнь. Он почитал мои литературные работы, а я с детства писал, и предложил вместе создать сценарий, а вскоре познакомил с великим Алексеем Германом-старшим. Далее я поступил в мастерскую Семена Арановича в Университет кино и телевидения и в 30 лет получил новую для себя профессию.
- В конце 90-х - начале нулевых вы начинали с телесериалов…
- Мы тогда с моим приятелем написали сценарий, выиграли главный приз и должны были с фильмом запускаться. Но грянул дефолт 1998 года, и на «Ленфильме» много нас, безработных режиссеров, оказалось. Вот и снимал некоторые серии «Улиц разбитых фонарей», «Агента национальной безопасности», «Черного ворона» и другие проекты. Только в 43 года, в 2005-м, запустил свой первый полнометражный фильм «Итальянец». После него карьера сразу в гору пошла.
- Эту картину о детдомовце, которого решила усыновить итальянская семья, даже на «Оскара» выдвигали…
- Это, по сути, ничего не дает, но приятно. А премьера «Итальянца» прошла на Берлинском фестивале. Мы получили там призы, нас заметили: стали выдвигать и вручать другие международные награды. Во время Берлинского фестиваля я заболел сложнейшим гриппом. И домой, в Питер, вернулся с температурой 41. Месяц лежал. Ни работать, ни интервью давать не мог.
- Сыгравший у вас в «Итальянце» маленький актер Коля Спиридонов потом прогремел как беспризорник Мишка Карась из сериала «Ликвидация», снялся еще в нескольких фильмах, вырос и давно не появляется на экранах.
- Коле уже 28 лет, а тогда всего девять было. Мы давно не общались. Вообще с ним было очень сложно. Я даже мысленно готовился, что он уйдет с проекта, и нам придется часть фильма переснимать. Словом, работали на преодолении. Порой он капризничал, показывал свой тяжелый характер и, думаю, от съемок не много радости испытал. Колю мне знакомый художник посоветовал. Сказал: «У него улыбка, как у Джульетты Мазины». И правда, во взгляде мальчика оказалось что-то такое, что всех заставляло на него смотреть. Но на пробах он был деревянный и вообще ничего не мог. Я специально нанял в киногруппу ему друзей, кто бы общался с пареньком. На самой сложной, финальной сцене, где его герой должен был себе вены вскрывать, у него началась настоящая истерика. Она и вошла в картину. Коля никак не мог бутылку о стену разбить, очень боялся. Я принес ему целый ящик пустых бутылок, чтобы колотил их и привыкал. Мы наложили ему металлическую накладку под рубашку на запястье, и я ему сказал: «Видишь, ты теперь как Терминатор». Его глаза загорелись. Но он не ожидал, что во время съемки мы включим кинодождь, и отказывался садиться в лужу, потому что был очень брезгливым и все на корточки присаживался. В какой-то момент ему все наскучило, стало неинтересным, и он расплакался. Хорошо, что операторы с крыши все сняли одним кадром - эти мощные и искрение чувства.
- Следом вы сняли историческую ленту «Адмиралъ» о Колчаке и его любви к Анне Тимирёвой, где сыграли Хабенский и малоизвестная тогда дочка «д’Артаньяна»-Михаила Боярского Лиза.
- Константина Хабенского я сам Первому каналу предложил. У Эрнста была другая кандидатура. А Лиза Боярская полгода на роль пробовалась. Много молодых и красивых кандидаток у нас было, но она оказалась лучшей и получила роль. Лиза и сейчас, спустя годы, лучшая. Кстати, наших трех главных героев - Хабенского, Боярскую и Безрукова, - когда у нас случился перерыв в четыре месяца, взяли в «Иронию судьбы. Продолжение». Так что в одно время сразу два хита вышло. У Хабенского в конце наших съемок очень тяжело заболела его супруга Анастасия, которая вскоре скончалась. До этого она часто к нам на площадку приезжала. Костя - невероятно порядочный, честный, глубокий, умный, интеллигентный человек. Я был просто поражен его мужеством. Сложно себе представить, что он тогда пережил. Но ни разу съемочную группу не подвел.
- А ваш «Викинг» с Данилой Козловским как появился?
- Это полностью моя идея. Пока искали деньги, Козловский снялся в «Экипаже», «Легенде номер 17» и уже стал суперпопулярным. Радостный и легкий для меня получился проект. И материала мы сняли значительно больше, чем вошло в финальную версию. Очень известные актеры получили тогда роли, а бывает, отказываю и знаменитостям, четко аргументируя свою позицию. Вот Светлана Ходченкова на второй пробе изумилась: «Вы все же вернулись ко мне?» Да, вернулся и не пожалел. Светлана очень тонко, просто поразительно, сработала в «Викинге».
«Сыновья пошли по моим стопам»
- С супругой Елизаветой мы больше 35 лет вместе. Раньше жили в Питере, а теперь почти 20 лет в Москве, - рассказал Андрей Кравчук. - Познакомились, когда я еще был математиком, а она поступила учиться. Елизавета - художник по росписи фарфора, ведет мастер-классы плюс занимается китайской живописью. У нас два сына. Федору - 24, Никите - 22 года. Оба пошли по моим стопам. Старший окончил во ВГИКе режиссерский курс Владимира Котта. Младший учится там же у Владимира Хотиненко. Ребята бывали у меня на площадках и уже с 18 лет выбрали свой путь. Мне кажется, они талантливые и способные парни.