Алена Охлупина: «Мать семерых детей Цыганова отправила их на заработки»
- Алена, вы из актерской семьи. Мама, Наталья Вилькина, ведущая актриса Малого театра, папа - актер Театра имени Маяковского Игорь Охлупин. Выходит, выбора, куда вам поступать и не было?
- У нас же не только актерская династия, но и врачебная, так что выбор был. Мама меня родила в 19 лет, еще, когда училась в театральном, так что я росла за кулисами. Она работала в нескольких коллективах, а Малый, где и я служу с 1985 года, после окончания Школы-студии МХАТ, ее последнее место. У нас с мамой похожие судьбы. У нее второй после моего папы муж был французом, и мой бывший супруг, отец моей 28-летней дочки Натальи, тоже.
- Как получилось, что и мама, и вы стали женами иностранцев?
- Мои родители 20 с лишним лет прожили вместе, с 1963 года. А потом, в 1985-м, мама встретила Кирилла, француза из семьи русских эмигрантов. Он был физиком, крупным ученым и тогда приехал в Москву на конференцию. Мамина подруга попросила ее развлечь Кирилла: сводить в театр, на выставки и еще как-то заполнить досуг. Он был женат, в том браке появились двое детей. Но влюбился в мою маму, и свое былое благополучие бросил к ее ногам. Будучи во Франции университетским профессором, переехал в СССР, где стал простым школьным учителем математики и физики. Когда в 1991 году мамы не стало (она скончалась в 46 лет в театре - оторвался тромб), вернулся обратно во Францию и опять сошелся с бывшей женой. Я была рада, что он не один. Там его дети, внуки. А в этом году он ушел из жизни.
Что же касается меня, то спустя время после ухода мамы, будучи в гостях у Кирилла, я во Франции познакомилась со своим мужем Аланом. Он строитель, проектировщик и давно имел свой бизнес. Мы поженились, и ради меня он переехал в Россию. В 1995-м у нас родилась Натали. После нашего развода Алан остался в Москве и снова женился, пошли дети. Он любит нашу страну. Ему уже за 70 лет и куда уж теперь жизнь менять, у него красивый дом в Рузе.
- Не жалеете, что в свое время не уехали с Аланом жить куда-нибудь в Париж или Ниццу?
- Я не могла оставить бабушку, папу и Малый театр. Хотя муж не понимал того, что мне приходилось работать в выходные и частенько возвращаться за полночь. За 15 лет нашего брака с Аланом, может, раз пять, он приходил на мои спектакли. Для французов важен режим дня и еды, но в силу моей профессии мы не могли ужинать вместе… Сейчас я не замужем, но у меня все отлично - всегда нахожусь в состоянии влюбленности. Все мои избранники не моей профессии. Я - самодостаточная женщина.
- Как поживает ваша дочь?
- Натали окончила факультет журналистики МГИМО, хорошо пишет, знает языки. Сейчас работает менеджером в Европейским медцентре. Уверена: если бы у нее было медицинское образование, то стала бы хорошим врачом. Дочь пока не замужем.
- Слышала, что Натали обожала дедушку - вашего папу Игоря Охлупина.
- Да, папочка, которого не стало пять лет назад, мою дочку и вырастил. Низкий ему поклон. Они много читали вместе, бесконечно общались. Я специально разменяла наши квартиры, что поселиться с ним поблизости, в одном доме. А потом у папы случилась ишемическая атака, и спустя месяц он скончался. Он был такой деликатный, сомневающийся, интеллигентный - не дай бог кого-то побеспокоить. Приду к нему, наварю кастрюлю супа, он рад и счастлив! После развода с моей мамой он, однолюб, увы, больше не женился.
Юная пассия Тодоровского
- Наталью Вилькину широкий зритель помнит, наверное, только по роли мамы в картине «Школьный вальс» и по ленте Валерия Тодоровского «Любовь», где вместе с ней сыграли начинающие Евгений Миронов и Наталья Петрова.
- К сожалению, мама не дожила до премьеры фильма «Любовь». Героиню на главную роль искали долго. В результате ее сыграла не очень сильная актриса Наталья Петрова. Валерий Тодоровский был в нее влюблен, увлечен ею, видел что-то такое, чего в ней, наверное, и не было. Мама говорила Валере, что нужна другая героиня, а когда поняла, что ее слова не помогли, пыталась «растрясти» Наташу. Но не вышло. Ей и лет-то тогда было лишь 19, и она еще училась. В итоге Петрову, вопреки ее желанию, озвучила замечательная актриса Алена Хованская (бывшая гражданская жена Владимира Машкова, который был ее однокурсником в Школе-студии МХАТ.). Голос Алены спас роль Наташи с огромными монологами. Когда она их произносила, в кадре были глаза Жени Миронова, камера следила за его реакциями. В общем, фильм получился о мальчике, а не о девочке. И карьера Евгения стремительно понеслась вверх.
- Когда вы пришли в Малый театр, там работали одни звезды - братья Соломины, Елена Гоголева, Элина Быстрицкая, потом к коллективу присоединились Борис Невзоров, Ирина Муравьева, Людмила Полякова, жена Александра Калягина - Евгения Глушенко…
- Великий театр и потрясающие актеры. У Быстрицкой, например, и с мамой моей не складывались отношения, и по наследству потом со мной. Я с Элиной Авраамовной в «Горе от ума» играла. На сцене почти не встречались, а вот в «Дядюшкином сне» мне тяжело с ней работалось. А вот с моей подругой Ольгой Пашковой, которую два с половиной года назад буквально за несколько месяцев в 55 лет сожрал рак, она дружила. Никто и подумать не мог, что Ольге уготована такая судьба. Она после развода жила с сыном Тимуром. Ему сейчас 23, женился. Мы общаемся, он и учится, и работает, а я за ним присматриваю. Поставил Малый театр Ольге на могиле памятник, а идею надгробия придумал сам Тимур, вложил в нее всю любовь к маме.
Ольги нам очень не хватает. Как, и Бориса Невзорова, скончавшегося от коронавируса в феврале 2022-го. У него чуть больше, чем за год до смерти младшая дочка Настя родилась. Когда его последняя жена (бухгалтер Малого театра.) Лена Хрипунова в декабре должна была рожать, мы с Борисом «Мертвые души» как раз репетировали. Он так нервничал, ждал, переживал.
- В труппе Малого служит бывшая жена Евгения Цыганова и мать их семерых детей - Ирина Леонова. Тяжело ей с такой оравой?
- Старшие дети Иры и Жени уже снимаются в кино, сами зарабатывают на жизнь. Да и Цыганов наследникам помогает. А Леонова уже новую планку берет - как режиссер на сцене Малого спектакль ставит.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов