Два года назад на Богословском кладбище Петербурга похоронили 72-летнего режиссера «Улиц разбитых фонарей», «Особенностей национальной охоты», «Кукушки» и еще нескольких культовых фильмов Александра Рогожкина. Обладатель премий «Ника», «Золотой орел» и «Кинотавр» последние 10 лет своей жизни, после того как его молодая жена покончила с собой, жил затворником и, как говорят в его окружении, крепко выпивал.
Рогожкин тяжело переживал добровольный уход из жизни 43-летней супруги - монтажера «Ленфильма» Юлии Румянцевой, отношения с которой закрутились на съемках его фильма «Кукушка». За 13 лет брака у них не получилось завести детей, и Юлия очень переживала из-за этого. Плюс больная мама, плюс уволили с работы…
- Самое страшное, что, если отмотать время назад, я бы не смог предотвратить этот ее роковой шаг, - вздыхал потом Александр. - Я ничего не предчувствовал. Хотя о желании уйти Юля говорила часто.
Похоронили Румянцеву тихо, в семейной могиле. На прощании присутствовали только самые близкие. А режиссеру поклониться пришли «ленфильмовцы», его любимые актеры, сын от первого брака, десятки зрителей.
Его давний друг - актер Виктор Бычков вспоминал:
- Похоронили Сашу на Богословском - очень значимом в моей жизни, там лежит моя мама Раиса Андреевна Бычкова, теперь и творческий отец (Саша) тоже там… Хорошее кладбище, старинное… Виктор Цой, Горшок… Я, наверное, тоже буду там лежать, когда время мое придет… Хорошая компания собирается?! Александр Владимирович во гробе был похож на Достоевского. Быть может, болезнь и аскетичная жизнь в домашнем заточении так усилила сходство… 10 лет после странного, необъяснимого самоубийства жены Юли он не выходил из дома. Все были в шоке от ее поступка. Психическое что-то, шизофрения - других объяснений не нахожу. Бедный Саша обвинял себя, что не увидел, не понял Юлины «походы по врачам», постоянные поиски болезни. Юля очень ревностно относилась к тому, что я даю Саше советы и выражаю мысли о дальнейшей совместной работе. В какой-то момент она изолировала его от друзей-советчиков.
По словам Бычкова, после смерти супруги Рогожкин собирался поставить в театре «Кроткую» Достоевского:
- Видимо, виделась ему странная параллель со своей трагедией. Но чтобы быть действующим режиссером, надо иметь волю, желание жить и силы… Всего этого у Саши не было… Некогда очень красивая стильная квартира в центре города покрывалась слоями пыли, вещи и техника выходили из строя, умер кот… Саша всегда был кошатником. Помню, как много-много лет назад он гулял по улице с сумкой, в которой сидел кот. Саша нежно тряс любимца в сумке, чтобы кот просрался - запор был у кота... Вот такой трогательный, интеллигентнейший человек. И режиссер любимых народом, самых кассовых фильмов был настоящим бессребреником. На нем зарабатывали все кому не лень…
Описывая профессиональные качества друга-режиссера Бычков вспоминал, что тот говорил тихо, замечания актерам практически не делал, ничего не требовал, не скандалил. Но быстро и качественно снимал:
- Божий человек был. Даже погода всегда была такая, какая надо. На «Особенностях национальной охоты» нам нужна была яркая осень - так и случилось. Снег пошел, как только съемки закончились. На «Кукушке» нужен был снег на финальную сцену прощания Пшелты и Вейко. Если не снимем, надо замораживать съемки. Саша говорит: «Завтра поедем на сопку». Поехали на следующий день - там, как по заказу, выпал снег, все досняли. Вот и в день похорон Саши на кладбище были зонты, но они не понадобились - погода стояла чудесная, шумели деревья, во гробе лежал Великий гуманист с богообразным ликом. Прощай, дорогой друг, до свидания…
Александр Рогожкин упокоился на Братской дороге Богословского кладбища. На его скромной, если не сказать сиротской могилке, до сих пор нет памятника. Но всегда много цветов.
Источник фото: Соцсети,Globallookpress.com/© Evguenii Matveev,Personastars.com,Ольга Емельянова