Лечение Тамары Миансаровой финансировал Игорь Крутой

Фото: © «ИТАР-ТАСС»

К сожалению, врачи оказались бессильны помочь легендарной исполнительнице «Чёрного кота»

12 июля в возрасте 86 лет ушла из жизни народная артистка России Тамара МИАНСАРОВА, исполнительница всеми любимых песен «Черный кот», «Пусть всегда будет солнце», «Топ-топ, топает малыш», первая в нашей стране победительница международных эстрадных конкурсов в Хельсинки и в Сопоте. Несколько лет назад Тамару Григорьевну начали одолевать проблемы со здоровьем. У нее случился инфаркт. Потом - перелом шейки бедра. Ей пришлось перенести несколько тяжелых операций, связанных с заменой тазобедренного сустава. И в последнее время она практически не вставала с постели.

- Вечером 6 июля Тамару забрали в Первую градскую больницу, - рассказал супруг певицы Марк Фельдман. - Она же долго не двигалась. Только лежала и сидела. В результате у нее развилось застойное воспаление легких.

Я обратился за помощью к Иосифу Кобзону. Он задействовал все свои связи. Почти неделю Тамара лежала в реанимации. Лечение шло под личным наблюдением главного врача. Но спасти ее уже было невозможно.

Безутешный вдовец Марк ФЕЛЬДМАН

Когда мне сообщили о ее смерти, я был как в тумане. Не знал, что делать. Не знал, к кому обращаться. Спасибо другу нашей семьи - адвокату Алексею Гонину! Он сразу же приехал ко мне, чтобы меня поддержать. И, отложив свою работу в адвокатском бюро, взял на себя хлопоты по организации похорон. Возил меня везде на машине, оформлял документы.

До последнего момента не было понятно, как платить за похороны. Сами понимаете, при наших с Тамарой пенсиях никаких сбережений у нас не было. Когда в свое время понадобились деньги на ее лечение и сиделку, нам оказывал финансовую помощь благотворительный фонд Петра Великого и частично фонд «Артист».

Дочь покойной от третьего брака - Екатерина

Также нас поддержал в трудный момент Игорь Крутой. Одним из его сотрудников оказался бывший Тамарин ученик Сергей Фадеев. Узнав от него о болезни Тамары, Игорь Яковлевич сказал: «Не волнуйтесь, я буду вам помогать». И через Сергея регулярно передавал нам деньги. Когда Тамара скончалась, он снова пришел на помощь и прислал три тысячи долларов на оплату похорон. Еще сколько-то перевели из-за границы мои братья. Даже чужие люди что-то переводили. Так с миру по нитке удалось собрать необходимую сумму.

Вадим МУЛЕРМАН специально приехал из Нью-Йорка проститься с давней подругой. Певца сопровождала его ученица из Харькова

А получить для Тамары хорошее место на Троекуровском кладбище помогло Московское землячество донбассовцев, которое возглавляет Кобзон. Сам Иосиф Давыдович, к сожалению, находился в Испании. Но его заместитель Петр Иванович Акаёмов от имени Кобзона обратился в департамент, который занимается кладбищами, и добился, чтобы Тамару похоронили на актерском участке - рядом с актрисой Натальей Крачковской, аккордеонистом Валерием Ковтуном, ведущим «Песни года» Евгением Меньшовым и режиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем.

Любимый студент МИАНСАРОВОЙ - ЮЛИАН

Как родная мать

- Среди многих знаменитостей, которых мне довелось знать, Миансарова всегда стояла в каком-то особом ряду, - признался один из учеников Тамары Григорьевны - певец Юлиан. - Общаясь с ней, я в очередной раз убедился: чем человек гениальнее, тем он проще.

Мы познакомились в ГИТИСе, где она преподавала вокал. Одной из первых ее студенток была Алика Смехова. А вслед за ней учиться к Миансаровой пришел я.

Певица Светлана РЕЗАНОВА и актёр Аристарх ЛИВАНОВ

Педагогом Тамара Григорьевна была замечательным. Переживала за нас и радовалась нашим успехам, как родная мать. Другие преподаватели ограничивались занятиями в классе, что-то объясняли, показывали, как надо правильно петь, и считали свою миссию выполненной. А Миансарова пыталась нам по-настоящему помочь. Знакомила с композиторами и поэтами. Приводила в студию и бесплатно записывала песни. По сути, занималась тем, что сейчас называется продюсированием.

Помню, у меня была песня «Мне не хочется жить без России». С ней я впервые попал на телевидение - к Ольге Борисовне Молчановой в программу «Шире круг». Миансарова тогда с кем-то договорилась, чтобы записать мне фонограмму для съемок. А дальше произошло нечто совершенно невероятное. На проигрыше понадобилось напеть женский бэк-вокал. Я стал ломать голову, кто бы мог это сделать. «А зачем кого-то искать? - неожиданно сказала Миансарова. - Я сама напою». Трудно представить артиста такого уровня выступающим на подпевках у своего студента. А она встала к микрофону и на несколько дорожек записала мне свой голос.

Потом мы с ней много ездили с концертами. Ходили вместе по рынкам и магазинам. Однажды в Питере ей понравилась какая-то меховая накидка. Она решила ее купить. Но торговцы ее обманули. Подсунули вместо меха подделку. И мне, 17-летнему пацану, пришлось разбираться с этими мошенниками.

Два Андрея - сын (от первого брака) и внук певицы с её бывшей домработницей Людмилой ДОРОДНОВОЙ (легендарной Люсей)

Когда Миансарова пела на сцене, она была богиня. А по жизни не всегда могла за себя постоять. Если у нее что-то не складывалось, садилась и плакала, как ребенок. В общем, совсем не была похожа на известную артистку, на звезду.

Слава богу, ей повезло с мужем - Марком Фельдманом. На протяжении почти сорока лет он был ей надежной опорой. И благодаря ему она прожила дольше, чем могла бы. Обидно, конечно, что прощание с Тамарой Григорьевной прошло так скромно. В ритуальном зале Троекуровского кладбища собралось не больше сотни человек.

А из коллег-артистов проститься с ней и вовсе пришли единицы - Вадим Мулерман, Аристарх Ливанов, Светлана Резанова, Игорь Наджиев, Алика Смехова и я. Неужели Министерство культуры не могло проводить Миансарову в последний путь более достойно? Неужели она этого не заслужила?

Хочу выразить соболезнования равнодушному обществу и зажравшейся власти, которым абсолютно наплевать, что уходят из жизни последние великие люди.


Фото Бориса КУДРЯВОВА

Ссылка по теме: