Скандал после похорон: кто оскорбил память Игоря Ясуловича
- На съемочной площадке стоял тазик с пеной, куда были употреблены все заграничные шампуни, лежали полотенце и трусики телесного цвета. Рядом мялся Гайдай, - вспоминал Ясулович. - Я понял, что он хочет, и не стал его мучить. Сам сказал: «Да, Леонид Иович, не надо ханжить, ну что же мы будем в трусиках-то играть...»
Актер рассудил, что если правильно сделать, то у зрителя никакой другой эмоции не должно возникнуть, кроме радости, что это все произошло не с ним. Свой эпизод в мыле у закрытых дверей он не сыграл, а станцевал, осмыслив каждое движение.
Невероятный талант Игоря к искусству пантомимы заметил еще преподаватель ВГИКа, таировский актер Александр Руднев.
Хороший мальчик
Игорь Ясулович родился в 1941 году в эвакуации в семье военного. В детстве сменил кучу мест жительства - от Таллина до Бухареста, где пристрастился к комедиям с Чаплином. Так и решил стать актером.
Учился на курсе Михаила Ромма вместе с сегодняшними корифеями - Андреем Кончаловским и Андреем Смирновым. После занятий молодежь часто собиралась на квартире у Михалковых. Любимым развлечением было играть пантомиму, и Ясулович блистал. Никто лучше не мог показать пьяного в метро или, надев увешанный орденами пиджак автора гимна СССР, изобразить кого-то очень и очень важного.
- Наш Марсель Марсо, - называли его однокашники.
Он умел радовать, утешать, быть душой компании. Впоследствии звание «король эпизода» закрепилось за Ясуловичем не зря. Ведь он и во ВГИК поступил благодаря крошечной роли.
Его, вчерашнего выпускника школы, срезали на всех экзаменах. Вместе с провалившимися девчонками Игорь ехал в троллейбусе и как мог развлекал их, изображая членов приемной комиссии. В пылу азарта не заметил, как в салон вошли экзаменаторы.
- Смотри, хороший же мальчишка. А что мы его не взяли-то?- сказал один другому.
Михаил Ромм ценил своего студента и единственного из своей мастерской взял в фильм «Девять дней одного года».
А с большими ролями Игорю не везло.
- У вас внешность слишком интеллигентная, - извинялись режиссеры.
За 60 лет он снялся в 230 фильмах, где почти всегда участвовал в эпизодах. Но зато все они - бриллианты.
Конечно, все вспомнят любителя собачек, которым негде гулять, из «Бриллиантовой руки»; кудрявого фарцовщика из «Самой обаятельной и привлекательной» и его коронное: «Она что, с Урала?»; Электрона Ивановича из «Гостьи из будущего».
Будучи обладателем прекрасного голоса, он много озвучивал. Например, его голосом говорит босоногий инопланетянин-путешественник из «Кин-дза-дза!», просивший показать номер планеты в Тентуре.
Урок влиятельного тестя
Про Ясуловича говорили как про очень хорошего человека. Примерный семьянин, он прожил всю жизнь с любимой женой Натальей. Верный друг: с Владимиром Грамматиковым не расставались со школьной скамьи. Великолепный педагог: студенты ГИТИСа его просто обожали. В спектаклях и фильмах своих учеников он снимался совершенно бесплатно, а под Новый год еще и обзванивал их детей и поздравлял «голосом Деда Мороза».
Он не ушел недооцененным. Да, в кино главных ролей у него совсем мало, всего две или три, причем одна - у его же тестя Юрия Егорова. (Когда-то молодого Ясуловича упрекали, что он для того и женился на дочери кинорежиссера, чтобы сниматься у него), однако он был очень востребован в театре. Много играл в МТЮЗе у супругов Камы Гинкаса и Генриетты Яновской. Лучшей ролью актера называют «Черного монаха» в постановке Гинкаса. За спектакль Ясулович вместе с Сергеем Маковецким был удостоен Госпремии. Полюбил актера и британский режиссер Деклан Доннеллан, у которого Ясулович был чуть ли не талисманом.
Тем удивительнее перепалка, разразившаяся после смерти мэтра. Многие его либеральные друзья окрысились за «ужасные, ужасные некрологи». Их перекосило от того, что в СМИ Ясуловича вспомнили как актера эпизодов и этим якобы оскорбили память усопшего. Как написал один злобствующий дядька, все кинороли, которые доставались Игорю Николаевичу, были ничем иным, как глумлением Совка над образом советского человека. Мол, «именно таким, нелепым голым интеллигентишкой видели коммуняки всех умных и образованных людей».
С точки зрения либералов, главное, что делал народный артист - это, конечно, его театральные работы, а об остальном и говорить не стоит. К гадалке не ходи, им было бы интереснее услышать, что Игорь Николаевич играл в спектакле пресловутой Жени Беркович, арестованной за оправдание терроризма. (Наплевать, что постановку никто особо не видел, а те, кто видел, сочли неудачной.)
В свое время тесть-режиссер, занявший серьезный пост в киноведомстве, преподал актеру урок. Однажды пришел домой и сказал:
- Все, дорогие мои, я ухожу с должности. Чувствую, что превращаюсь…
До конца жизни Ясулович тоже так боялся «превратиться», что и сам превратился в либерала. Участвовал в «правозащитных» акциях, ходил на митинги, выступал за Ходорковского и освобождение хабалок из Pussy Riot.
Ну да мало ли... В отличие от многих, свои вкусы он никому не навязывал. И, как бы извиняясь, говорил:
- Артист формулировать не должен. Он должен погружаться.
Своими эпизодическими ролями Игорь Николаевич не оскорблялся. Ничего не значащими бирюльками их не считал. И голая попа инженера Щукина, распугавшая либералов, его ну никак не задевала. Только действительно большой человек имеет возможность рассуждать о чем угодно: хоть о трусах, хоть об их отсутствии. И все получалось хорошо и важно.
Кстати, трусам Игорь Николаевич уделял особое значение. По его мнению, выбор нижнего белья для актера принципиально важен. Например, играя на сцене персонажей из прошлого, он всегда старался добыть аутентичное исподнее.
- Эта маленькая деталь как ничто иное помогает создать образ и войти в нужное состояние, - говорил он.
Так что, дамы и господа, мы ханжить-то будем?