В конце июля с размахом отметила 75-летие президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер. Славословий в честь именинницы было так много, что сложилось ощущение, что никто до Ирины Александровны в этом виде спорта ничего не делал. Но торжества позади, и можно наконец заглянуть за парадный фасад.
Среди воспитанниц Винер, действительно, россыпь звездных имен: Венера Зарипова, Марина Николаева, Яна Батыршина, Амина Зарипова, Алина Кабаева, Евгения Канаева, Дина и Арина Аверины и множество других. Чемпионки, труженицы. Однако об их первых тренерах, а также о тех, кто проложил дорогу «золотым» девочкам в спорте, Ирина Александровна вообще не вспоминает. И если на правах юбилярши собственные заслуги не грех и преувеличить, то в других ситуациях это выглядит некорректно. В 2015-м в Мариинском театре Санкт-Петербурга с размахом отметили 80-летие отечественной художественной гимнастики как вида спорта, но праздник снова превратился в бенефис одного героя.
- Ирины Александровна восседала в царской ложе. А о нас, ветеранах, не было сказано ни слова, - вспоминает заслуженный мастер спорта СССР Елена Карпухина. В 1967 году на соревнованиях в Копенгагене она стала абсолютной чемпионкой мира. Ей было тогда 16 лет - только спустя 32 года, в 1999-м, Алина Кабаева повторила ее достижение.
- Я из поколения первых чемпионок в художественной гимнастике, - продолжает Елена Алексеевна. - Это Людмила Савинкова, Татьяна Кравченко, Лилия Назмутдинова, Эльвира Аверкович, Любовь Парадиева, Наталья Овчинникова, Галима Шугурова, Ирина Дерюгина. Я благодарна моим наставникам - заслуженным тренерам РСФСР и СССР Тамаре Вартановне и Марии Вартановне Лисициан, воспитавшим первых трех чемпионок мира - Савинкову, Кравченко и Карпухину. Все мы выходцы из московского Дворца спорта «Крылья Советов». К сожалению, кого-то уже нет в живых, но даже нас, здравствующих, как будто не существует.
Награждать победителей 30-го Чемпионата мира, который в 2010 году проходил в Москве, пригласили актрису Ингеборгу Дапкунайте и каких-то олигархов. А мы, старшее поколение, сидели, как сироты. Долгое время президентом Федерации художественной гимнастики СССР была народная артистка СССР Элина Быстрицкая. Я обратилась к ней, когда Татьяну Кравченко, двукратную чемпионку мира, изгоняли из московского спорткомитета, когда на подходе была Винер. А Элина Авраамовна высказалась в том смысле, а что особенного совершили советские чемпионки - разве они могли выступать так, как нынешние гимнастки.
Как-то услышала анонс телепрограммы «Как это было» - об истории художественной гимнастики. Ну, думаю, может, нас позовут. Но опять преподнесли так, словно все началось с Чащиной и Кабаевой. Члены Федерации ни разу не позвонили, не поздравили с юбилеем. Для них нас нет.
На самом деле благодаря поколению, о котором говорит Елена Карпухина, отечественная гимнастика получила признание в стране и за рубежом и привлекала к занятиям сотни тысяч девчонок.
- Когда я выступала, тренер всегда был для нас образцом для подражания, - поднимает больную тему Карпухина. - Но манера общения Ирины Винер просто ужасна. Помню, в наш гимнастический зал «Зеркальный» во Дворце спорта «Крылья Советов» она зашла с улицы прямо в ботфортах, чего никто себе не позволял, и в меховой шляпе. Села нога на ногу и принялась девчонок отчитывать. Самое безобидное в ее устах - «сучки» и «плоскодонки». Остальной текст шел матом. Винер еще и руки распускает - известна история, как она порвала мочку уха Амине Зариповой. Булавами в девочек швыряет. И, видимо, такая манера общения для нее норма. Она не любит рассказывать о первом муже - отце своего сына Антона. Но в 1985 году он неожиданно нагрянул на спортивную базу «Эшеры» в Абхазии и врезал ей. Ирина ходила с фингалом под глазом. Я в то время там отдыхала и слышала эту историю от охранника, который стал свидетелем драки.
Винер называет себя то «мамой» для своих девочек, то свахой - дескать, их личная жизнь под ее контролем. При этом не допускает послаблений: на Олимпиаде в Сиднее отправила Юлю Барсукову выступать с температурой под 40. И вот опять: разве успехи Барсуковой это полностью заслуги Винер? А где слова благодарности заслуженному тренеру РСФСР Марии Виноградовой (Зайцевой) и заслуженному тренеру России Вере Силаевой, у которых тренировалась Юля?
Первые наставники моей одноклубницы, трехкратной абсолютной чемпионки мира Яны Кудрявцевой - Екатерина Панкова и Елена Карпушенко. А Вера Штельбаумс, которая воспитала Ирину Чащину и Евгению Канаеву - разве мы слышим о ней?
Да и у Алины Кабаевой в Ташкенте был тренер, который довел ее до кандидата в мастера спорта. По сути это была готовая спортсменка, которую в 13 лет взяла в Новогорск Винер. Но Ирина Александровна ходит, как голубь-дутыш: ее распирает от гордости. Что за лицедейство?
Сегодня для обывателя есть всего один значимый человек в художественной гимнастике. Но до прихода Винер в СССР развивалось множество гимнастических школ - ленинградская, московская, свердловская, рязанская, астраханская, киевская, омская и т.д. Работали сильные республиканские центры. У спортсменок был стимул тренироваться на родине, а не ставить на кон одну цель: попасть к богатому тренеру.
Меня потрясло появление Винер на сцене рядом с Филиппом Киркоровом. У того на головном уборе было написано «Король», а у нее «Королева». Право, не знаешь, смеяться или плакать, глядя на это.
Когда по случаю юбилея Андрей Малахов показал хоромы Ирины Александровны, у его телевизионного руководства даже не возник вопрос: а это нормально? Когда идет СВО, люди терпят лишения, нам демонстрируют интерьеры в позолоте, с колоннами. И владелица этих излишеств уверяет, что денежных накоплений не имеет, а развод с Усмановым не связан с санкциями. Помню, как совсем юная Алина Кабаева жеманно улыбалась на камеру: «Разве это плохо, когда нам кто-то помогает?». Теперь понятно, кто ее научил.
Сети со стразами
Дурновкусие, неуместная роскошь - то, к чему главный тренер сборной приучает и своих подопечных, отмечает Елена Алексеевна:
- Современные гимнастические костюмы для соревнований я называю рыбными сетями со стразами. Блесток столько, что не понять, спорт это или варьете. Мы выступали в купальниках, туго зафиксированных на бедрах. Подтрусники обязательно. За то, что гимнастка демонстрирует интимные части тела, судья в советское время мог снять баллы. Сейчас у девчонок даже нижнего белья под костюмом нет. А спереди бахрома висит, как у папуасов. А из-за яркого макияжа все девочки на одно лицо, с «теннисным мячом» на голове. Было бы интереснее, если бы они сохраняли индивидуальность.
Храните жизни крылья
Говорить, что думаешь, - такой у Карпухиной характер. И во многом с ней трудно не согласиться. Елена Алексеевна рассказывает и о своей жизни, и о ней впору снимать кино. И это будет не мелодрама.
На свет чемпионка появилась в 1951-м в Бутырской тюрьме в храме Покрова Пресвятой Богородицы - в то время там была медсанчасть. В заключении находилась ее мама Людмила Булатова. Той с юных лет хотелось красивой жизни и вместе с сестрой Софьей она связалась с криминальными лицами. За Лялей - так она назвала дочку - в тюрьме присматривали няньки из числа осужденных, и маму девочка видела нечасто. Амнистия 1953 года подарила освобождение. Поселились в дачном поселке Тайнинская в доме бабушки рядом с городом Мытищи.
В четыре года у малышки появился отчим - лейтенант милиции Алексей Ильич Карпухин, и Ляля Рэмовна Булатова стала Еленой Алексеевной Карпухиной. Жила Лена с бабушкой, Павлой Ивановной. Подвижную, артистичную девочку отдали в балетный кружок, которым руководила Наталья Дмитриевна Раевская-Спендиарова Но с хореографическим училищем при Большом театре не сложилось: «коротковата шейка» - так объяснили.
В 11 лет Лена поступила в секцию художественной гимнастики во Дворце спорта «Крылья Советов». Отлично училась, читала запоем, писала стихи. Мечтала о любви. В 22 года вышла замуж.
- Еще до свадьбы Миша купил игрушечный барабан в «Детском мире», прорезал в нем отверстие и сказал, что мы будем копить в нем деньги. Сам кинет три копейки, а я, простодушная, рубль, - смеется Елена Алексеевна. - А потом прибрал к рукам мою спортивную стипендию в размере 200 советских рублей. Накопил 1570 рублей - только через суд удалось забрать тысячу. Остальные испарились.
В 1973-м на Кубке СССР я выступила беременной, заняла четвертое место в многоборье, после чего тренер Нина Суворова сказала, что нужно сделать медицинский аборт, чтобы готовиться к чемпионату мира в Роттердаме. Я отказалась, и в апреле 1974 года на свет появилась моя дочь Наденька. Но после родов что-то изменилось - выступать в гимнастическом костюме с голыми ногами мне казалось срамом.
Завершив карьеру, Елена Карпухина работала тренером по художественной гимнастике во Дворце спорта «Крылья Советов», в московском городском Дворце пионеров и школьников на Ленинских горах. Трудилась в Институте ревматологии, в интернете для сирот и детей-инвалидов. В столичной общеобразовательной школе № 397 организовала спортивно-танцевальный ансамбль «Пять колечек». Входила в попечительский совет Бутырской тюрьмы. Проводила спортивные соревнования «А у нас во дворе». Многие олимпийские чемпионы побывали на них в качестве почетных гостей.
Не складывалось в одном - в отношениях с дочерью. Надежда даже не пригласила мать на свою свадьбу. У Елены Алексеевны пять внуков, старшему 27. Взрослые люди, которые вполне могли бы восстановить родственную связь с бабушкой. Но у каждого своя жизнь.
В 2011 году Карпухина совершила поступок, удививший многих: подарила чемпионскую ленту с 69 наградами музею Бутырской тюрьмы. Хотела, чтобы люди на ее примере смогли поверить в себя. «Дети, рожденные в неволе! Взлетев, храните жизни крылья!» - эти слова написаны на стенде с медалями легендарной гимнастки.
Потом очередной поворот: Елена Алексеевна позаботилась о старости и заключила договор с ГУП «Моссоцгарантия» пожизненного содержания с иждивением. А в 2017-м созрело решение переехать в пансионат для ветеранов труда № 31 в Коньково. За отдельную комнату в платном корпусе Елена Алексеевна отдавала 46 тыс. руб. Сумма огромная, учитывая скромные условия, которые ей предоставили, вечный холод в помещении и издевательское отношение части персонала.
Ухватившись за необычную историю, сотрудники программы «Прямой эфир с Андреем Малаховым» уговорили прославленную чемпионку на съемки. Но телевизионщикам ради скандала было интересно только пообщаться с ее родственниками.
- Малахов разбил мою семью окончательно, - сокрушается Елена Алексеевна. - Бегали за моими внуками, снимали скрытой камерой зятя. А меня отправили на судмедэкспертизу в Кащенко - это было пожелание адвоката из телепрограммы Майи Сандлер. Я ее спокойно прошла, но на этом наше общение закончилось. Соглашаясь на съемки, я хотела привлечь внимание к положению пожилых людей в ГБУ Геронтологический центр «Юго-Западный», как теперь называется этот пансионат, рассказать о полном отсутствии помощи, когда я заболела там онкологией. Но об этом не прозвучало ни слова.
Сейчас Елена Алексеевна снова дома. В разговоре решительно добавляет:
- Я гибкая в гимнастике, а в жизни прямолинейная и даже жесткая. Но по-другому не могу. Хорошим людям отдам сердце, а с негодяями буду бороться.
Источник фото: Личный архив,Globallookpress.com/© BEAUTIFUL SPORTS/U. Fassbender, © Semen Likhodeev,«ЭГ»