«Начинает протекать фляга»: как «русский Тарантино» обошелся с Шакуровым
Его заприметили и окрестили «русским Тарантино» еще три года назад после успеха «Красного призрака» - успешного кино, в котором Андрей «поженил» западный вестерн с отечественной партизанской историей. Тогда стало понятно, что Богатырев умеет круто и интересно снимать про патриотизм. Очков накинул и сериал «Вампиры средней полосы», где Андрей был одним из режиссеров.
История в «Палыче» начинается в тюрьме, где молодой герой Тема Голуб (Евгений Зарубин) рассказывает про свою нескладную житуху следователям, в чьих чертах очень угадываются Жеглов и Шарапов. «Если расти с золотой ложкой в жопе, у тебя начинает протекать фляга», - сетует Тема.
Будучи мэрским сынком, он творил что хотел, но все в одночасье поменялось, когда парень в прямом смысле переехал на внедорожнике дорогу загадочному гражданину (Иван Охлобыстин). Криво улыбаясь, гражданин считает до пяти, и у семьи мажора исчезают все плюшки. Отца снимают с должности, все они переезжают к деду в калужскую деревню, а Теме приходит повестка.
В десантных войсках мажорика по мере сил перевоспитывают, приобщают к азам новой жизни и солдатскому юмору: «А что делать, если парашют не раскроется?» - «Новый выдадут».
Если у кого-то на языке завертелось слово «мажор» и вспомнился хит с Милошем Биковичем «Холоп» - бинго. Впрочем, если бы кино так и шло по этим лекалам, все было бы даже неплохо. Через короткое время выясняется, что на хату деда Палыча (Сергей Шакуров), в которой теперь живет семья экс-мэра, претендуют новые хозяева жизни. Нехорошие богачи хотят построить на месте дедовой избушки спа-отель. «Если мы каждому идиоту будем свою землю отдавать, они бы всю Россию раздолбанили давно», - провозглашает Палыч. Менять дом на предложенную однушку, а потом двушку он категорически отказывается и объявляет захватчикам войну.
Если у кого вертится на языке сериал «Против всех» с Николаем Добрыниным - бинго два раза. Этой весной шла очень похожая комедия про деда Захара и его семейку, не желающую сваливать с насиженной избушки, которую хозяева жизни уже обнесли элитным ЖК.
Но тут-то и кроется самое удивительное. В отличие от сериала, где все родичи Захара, включая сына-уголовника, идут за отцом, в комедии Богатырева родичи отказываются помогать Палычу.
Мажору-дембелю больше интересно разбогатеть на биткоинах. Его толстые родители мечтают вернуть не избушку, а утраченные позиции: «Если человек живет в жопе, главное - делать вид, что так и задумано», - учит отец (Александр Самойленко). «Страшно не жить в жопе, а обживаться», - добавляет пышногрудая мать в исполнении Ирины Пеговой.
Неудивительно, что тут возникает аллюзия на еще один фильм. Прямиком из хита Шахназарова «Белый тигр» прибывает группа бывших десантников на танке. Это дружина Палыча, которую он спас в чеченскую войну...
Стык поколений
Интересно, что когда режиссер Богатырев ругал современные комедии, то пуще всего он разорялся по поводу того, что в них нет героев и, по сути, не за кого переживать. При этом не могу сказать, чтобы я как зритель сильно переживала за героев «Палыча». Да и кому там сочувствовать? Ну точно не толстым родителям Темы, которые именовали избушку деда «жопой», а в конце почему-то получали утраченные должности при мэрии. И не пассивному же главному герою, которого в ВДВ не особо и перевоспитали. На помощь дедушке он так и не пришел, поскольку его женила на себе дочка прапора. «Был мужичок, стал каблучок», - стебутся дедушкины дружинники.
Не становится героем и сам Палыч. Его дом никому не нужен, а в финале с братками дела решает не герой Шакурова, а отец невесты, женившей на себе Тему.
Комедия вышла не то чтобы смешная. Вместо обещанного «тарантина» - стилистика письма Дяди Федора родителям. Сценаристов в фильме четверо, и очень заметно, когда и какой автор приступает к сюжету.
Не оправдал эффект стыка поколений. По аналогии с «Вампирами средней полосы», где отжигали дед Юрий Стоянов и юный кровопийца Глеб Калюжный, в «Палыче» отжигать должна была пара «Шакуров - Зарубин». Но дуэта не случилось, а 81-летний мэтр перетянул на себя все акценты.
В сухом остатке выводы нерадостные и некомедийные.
«В наш город пришла большая культура», - провозглашает новый коррумпированный мэр, открывая скульптуру в виде двухметровой подковы и демонстративно проходя под ней навстречу новой сказочной жизни. Есть ощущение, что именно такую скульптуру-подкову открыл режиссер, провозгласивший, что наконец в наш мир пришла настоящая большая комедия и что он снял кино в советской традиции и с большими смыслами.
Из советского получилось разве что сходство с анекдотом про Зыкину на Кавказе: «Люся, зачем петь? Просто хады туда-сюда, туда-сюда».
Впрочем, это роднит «За Палыча!» с еще одним лидером проката прошлой недели, драмой «Жанна Дюбарри», где недостатки сценария компенсировать наличием Джонни Деппа, впервые появившегося на экранах после долгого перерыва, увы, не получилось.